Задание 5 В произведениях устного народного творчества (песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках) часто встречаются
рядом близкие по смыслу слова (синонимы), например: заголосила
старуха, заплакала Найдите рядом стоящие синонимы в предложениях, данных ниже. Как вы думаете, какова их роль в
произведении?
1) Царь взял ковёр у старшего царевича, посмотрел и молвил... Принял каравай у среднего царевича, взглянули сказал...
2) Вдруг поднялся великий стук да гром весь Дворец затрясся, зашатался.
3)
Все гости переполошились, испугались, повскакали с своих мест - не знают, что и делать
4) Трудно будет ее достать, нелегко с Капеем сладить...
5) Как мне не печалиться! отвечает Иван-царевич - Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай
хлеба.
Как мне не кручиниться! отвечает Иван-царевич. Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!
6) Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли - скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, - Две пары железных
сапог износил, два железных хлеба сглодал, за третий принялся Шел-ел, третыю пару железных сапог истер, третий
железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор
(Из сказки «Царевна-лягушка»)
Задание 6
Что такое фразеологизм? Назовите фna
1) В данном предложении синонимами являются слова "посмотрел" и "взглянули". Они оба описывают действие царя в отношение к ковру и караваю, но звучат немного по-разному. Это помогает передать эмоции царя и подчеркнуть важность этих предметов в произведении.
2) В предложении синонимами являются слова "стук" и "гром". Они оба описывают звук, который раздался во Дворце, но при этом передают различные смысловые оттенки. "Стук" может означать небольшой звук, в то время как "гром" - более громкий и мощный звук. Это помогает создать напряжение и описать события в произведении более наглядно.
3) В этом предложении синонимами являются слова "переполошились" и "испугались". Они оба описывают реакцию гостей на что-то неожиданное или удивительное, но имеют небольшую разницу в оттенках. "Переполошились" может означать, что гости были взволнованы или смутились, а "испугались" - что они почувствовали страх или тревогу. Это помогает передать эмоциональную реакцию персонажей и создать определенную атмосферу в произведении.
4) В этом предложении синонимами являются слова "трудно" и "нелегко". Оба слова используются для описания сложностей, возникающих при достижении какой-то цели или выполнении какого-то действия. Использование этих синонимов помогает подчеркнуть, что сопротивление и трудности - это неизбежная часть жизни и процесса достижения цели.
5) В данном предложении синонимами являются слова "печалиться" и "кручиниться". Они оба описывают эмоциональное состояние Ивана-царевича, но с небольшой разницей в оттенках. "Печалиться" может означать, что герой испытывает грусть или печаль, а "кручиниться" - что он переживает и волнуется. Использование синонимов помогает передать эмоциональное состояние героя и выразить его внутреннюю борьбу.
6) В этом фрагменте синонимами являются слова "шел" и "пришел". Они оба описывают движение героя, но с разными оттенками. "Шел" означает, что герой продолжал двигаться, а "пришел" - что он достиг своей конечной цели. Это помогает передать длительность и трудность пути героя, его усталость и настойчивость в достижении цели.
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов или выражение, которое имеет закрепленный устоявшийся смысл, отличный от значения отдельных слов в этом сочетании. Фразеологизмы разнообразны и широко используются в русском языке для передачи определенных смысловых оттенков и создания выразительности текстов. Примеры фразеологизмов: "бросить слово", "кинуть кость", "пролить свет", "нести воду на воду". Они отличаются от простых слов и выражений тем, что их значение сложнее и появилось в результате исторического развития языка. Фразеологизмы учатся и запоминаются вместе со значением, которое они несут, и помогают говорящему быть более точным и выразительным в своей речи.