Задание 2. Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения. Проведите синтаксический разбор первых двух предложений1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена. 3. Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных при Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним. 7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции. 9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата». 12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды. 13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы бы жизнь детей. 14. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота. 15. Искали его три дня, но всё напрасно, но потом нашли в степи без чувства. 16. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идёт спокойно. 17. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 18. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло. 19. Он подал генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 20. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий. 21. Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест. 22. Собака гуляла с тётей Варей, на которую был надет намордник. 23. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принуждён бывать. 24. Пьеса «На дне» – это произведение, в которой содержится обвинение капитализму. 25. Он видит парк из тонких чахлых деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 26. Борис, дядя которого решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали его доклад. 28. Требуется то, чтобы все мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и как мы пели у костра. 30. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье. 32. Гринёв любит Машу от чистого сердца, а Швабрин любит, чтобы замучить. 33. И это продолжалось до того, пока у разъярённого зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет, когда он был молодой. 35. Это подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 36. Воробьёв, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в землю столике. 37. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей. 38. Подбородок у меня закруглённый, после которого идёт тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.
1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что возможна смерть в течение нескольких часов.
Тип ошибки: повторение слова "вероятно" и неправильное употребление запятых. Слово "вероятно" не нужно повторять в предложении. Запятые нужно поставить правильно, чтобы отделить придаточное предложение. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Врачи считают", "что состояние больного настолько ухудшилось, что возможна смерть в течение нескольких часов".
2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников "холодной войны", которую им придется проглотить.
Тип ошибки: несогласованность склонения слова "которая". Склонение должно быть винительного падежа, так как оно зависит от слова "пилюлей" (какую?). Также следует заменить "должна" на "им придется", чтобы согласовать сказуемое с подлежащим. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников "холодной войны"", "которую им придется проглотить".
3. Кому нужно сдать отчёт о педагогической практике? Его нужно сдать руководителю.
Тип ошибки: отсутствие подлежащего в придаточном предложении. Чтобы исправить это, нужно добавить подлежащее "его". В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Нужно сдать отчёт о педагогической практике", "руководителю".
4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые требуют специальных приборов для работы на них.
Тип ошибки: несогласованность склонения слова "которые". Склонение должно быть родительного падежа, так как оно зависит от слова "автоматов" (каких?). В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов", "которые требуют специальных приборов для работы на них".
5. Мы стремимся к тому, что война изживет себя.
Тип ошибки: неправильное употребление запятой перед словом "что". В данном случае запятая не нужна, так как нет двух независимых предложений. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Мы стремимся к тому", "что война изживет себя".
6. В ряде случаев здания, в которые не ведут подъездные пути, принимают в эксплуатацию, что не позволяет машинам подъехать к ним.
Тип ошибки: неверная пунктуация и построение предложения. Вместо двоеточия перед "ведут" следует поставить запятую, чтобы отделить определение. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на три части: "В ряде случаев здания", "в которые не ведут подъездные пути", "принимают в эксплуатацию, что не позволяет машинам подъехать к ним".
7. Было высказано предположение, что это свидетельство слабости позиции администрации?
Тип ошибки: неправильное употребление знака вопроса в конце предложения, так как это не вопросительное предложение, а утвердительное. Знак вопроса нужно заменить на точку. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Было высказано предположение", "что это свидетельство слабости позиции администрации".
8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и возможности снизить себестоимость продукции.
Тип ошибки: неверная пунктуация в конце предложения. Вместо запятой перед "и" нужно поставить точку, так как предложение завершено. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на три части: "На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства", "и возможности снизить себестоимость продукции".
9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что мы ненавидим и любим случайно.
Тип ошибки: повторение слова "мы". Слово "мы" не нужно повторять в предложении. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении", "что мы ненавидим и любим случайно".
10. Подул сильный ветер, но дождь не прекратился.
Тип ошибки: неправильное употребление слов "однако" и "тем не менее". В данном случае нужно выбрать одно из этих слов для выражения противопоставления. В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Подул сильный ветер", "но дождь не прекратился".
11. В своей ответе Онегин говорит Татьяне, что он любит ее как брата.
Тип ошибки: неправильное употребление слова "ответе". В данном случае нужно использовать слово "отповеди". В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "В своей ответе Онегин говорит Татьяне", "что он любит ее как брата".
12. Каждый раз задаешь себе вопрос, может ли быть две правды?
Тип ошибки: неверная определенность в частице "ли". Частица "ли" должна быть вне скобок и стоять перед глаголом "может". В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Каждый раз задаешь себе вопрос", "может ли быть две правды?".
13. Соня долго размышляла, будет ли преступлением погубить свою душу, ради жизни детей.
Тип ошибки: неверное употребление союза "чтобы". Вместо него следует использовать союз "ради". В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Соня долго размышляла", "будет ли преступлением погубить свою душу, ради жизни детей".
14. Островский показал силу любви Ларисы и то, что с ней стало из-за золота.
Тип ошибки: неправильное употребление слов "и" и "что". В данном случае нужно использовать союз "и". В синтаксическом разборе можно разделить предложение на две части: "Островски