Задание 18. Исправьте алогизмы, обусловленные неправильным употреблением однородных членов предложения. 1. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удоч-ками и другим спортинвентарем. 2. В кювете обнаружены две пуговицы: од-на женская и одна черная. 3. Кроме огрызка малосольного огурца, докумен-тов у задержанного не обнаружено. 4. Бурдина находилась в сильной степе-ни опьянения и, кроме того, направлялась в больницу на стационарное лече-ние. 5. При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено. 6. Обвиняемый Склонов имеет жену, головную боль и ревматизм.
думай сам
Объяснение:
Алогизмы возникают также в результате объединения в качестве однородных членов предложения слов, обозначающих родовые и видовые понятия:
За последнюю пятилетку в районе построены две школы, больница, клуб, кинотеатр, культурно-просветительные учреждения (понятия «клуб» и «кинотеатр» включаются в понятие «культурно-просветительные учреждения»).
Нельзя объединить как однородные члены предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия: родители и взрослые, юноши и молодежь, дети и школьники. Однако некоторые сочетания, вопреки правилам логики, закрепились в языке как нормативные: пионеры и школьники, фестиваль молодежи и студентов, искусство и литература и др.
При группировке однородных членов предложения, их попарном объединении слова следует подбирать или по признаку смежности, сходства, или в стилистических целях по принципу контраста:
В школе он увлекался историей и литературой, физикой и
математикой;
Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лед и пламень // Не столь различны меж собой (А. Пушкин).
Логически неправильно построено предложение:
В субботнике приняли участие взрослые и ученики, дети и учителя. Однородные члены в данном случае можно сгруппировать следующим образом: взрослые и дети, учителя и ученики.
Важным условием логичности речи является точное и непротиворечивое выражение языковыми средствами связей и отношений между частями предложения, а также между отдельными предложениями в целом тексте.
Используемые в качестве языковых средств выражения связи лексические повторы, местоимения, служебные слова (предлоги, союзы), частицы, вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, следовательно, значит и др.) должны соответствовать характеру смысловых отношений между частями предложения или отдельными предложениями, подчеркивать единство и последовательность мысли, целостность содержания, конкретизировать характер отношений между высказываниями.
Возьмем, к примеру, следующий отрывок из рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой»:
Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие. Но больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались все сильнее...
Союзы в этом отрывке связывают предложения в единый логически организованный текст, в котором эти предложения могут быть расположены только в таком порядке. Если устранить союзы, смысл отрывка в общем сохранится, но логико-смысловые отношения между ними ослабеют, единство текста нарушится.
Логичность речи тесно связана с порядком слов и интонацией, т.е. со средствами выражения актуального членения высказывания. Логика развития мысли требует движения от известного к неизвестному, новому. В речи данная логическая закономерность проявляется в смысловом членении высказывания на два компонента: тему (исходный пункт высказывания, данное, известное из предыдущего контекста или ситуации) и рему (коммуникативный центр высказывания, сообщающий что-то новое). Тема располагается обычно в начале предложения и выделяется повышением тона, а рема - в конце и выделяется с фразового ударения. Фразовое ударение может передвигаться с одного слова на другое, подчеркивая информативно значимый компонент и соответственно придавая разный смысл высказыванию.
Сравни одинаковые по синтаксической структуре предложения: Вечером приехал брат - Вечером приехал брат - Вечером приехал брат.
Порядок слов в предложении определяется коммуникативным заданием сообщения:
Золотая рожь (золотая - определение, предложение односоставное, номинативное) - Рожь золотая (золотая - сказуемое, предложение двусоставное).
При разном порядке слов смысл предложения и его коммуникативное задание различны: Тополь перерос клен - Клен перерос тополь.
При построении высказывания необходимо следить за тем, чтобы не нарушались семантические связи между частями предложений и отдельными предложениями, не искажался смысл, не возникала амфиболия. Неудачный порядок слов затрудняет быстрое восприятие мысли; например:
Комиссия на филологическом факультете отметила хорошую подготовку студентов, а в предложениях типа Павел Власов предрекает гибель старому строю с позиций пролетариата с его физической одряхлелостью приводит к искажению смысла: получается, что физическая одряхлелость свойственна пролетариату, а не старому строю.
Контрольные вопросы и задания
•Почему грамотная литературная речь должна быть логичной?
•
Назовите и охарактеризуйте основные виды логичности.
•Перечислите условия логичности.
•Какие законы логики важно соблюдать при построении высказывания? Расскажите об этих законах.
•Назовите лингвистические условия логичности речи.
•Что такое амфиболия?
1. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, жёнами, удочками и другим спортивным инвентарем.
Обоснование/Пояснение: Данный аллогизм вызван неправильным употреблением однородных членов предложения. В данном случае, все однородные члены должны быть указаны с помощью одной части речи, а именно в именительном падеже множественного числа. Таким образом, "дети", "жёны", "удочки" и "другой спортивный инвентарь" будут правильно использованы.
2. В кювете обнаружены две пуговицы: одна женская и одна черная.
Обоснование/Пояснение: Правильное разделение однородных членов в данном предложении состоит в том, что они должны разделяться также относящейся к ним частью речи. В данном случае, "одна женская пуговица" и "одна черная пуговица" будут правильно использованы.
3. Кроме огрызка малосольного огурца, у задержанного не обнаружено документов.
Обоснование/Пояснение: Однородными членами в данном предложении являются "огрызок малосольного огурца" и "документы". Правильное употребление однородных членов требует, чтобы они были использованы с помощью одной части речи и в одном падеже. Таким образом, "огрызок малосольного огурца" и "документы" будут правильно использованы.
4. Бурдина находилась в сильной степени опьянения и, кроме того, направлялась в больницу на стационарное лечение.
Обоснование/Пояснение: В данном предложении однородными членами являются "сильная степень опьянения" и "больница на стационарное лечение". Правильное употребление однородных членов требует, чтобы они были использованы с помощью одной части речи и в одном падеже. Таким образом, "сильная степень опьянения" и "больница на стационарное лечение" будут правильно использованы.
5. При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено.
Обоснование/Пояснение: В данном предложении однородными членами являются "следы насилия" и "свидетельство о браке". Правильное употребление однородных членов требует, чтобы они были использованы с помощью одной части речи и в одном падеже. Таким образом, "следы насилия" и "свидетельство о браке" будут правильно использованы.
6. Обвиняемый Склонов имеет жену, головные боли и ревматизм.
Обоснование/Пояснение: В данном предложении однородными членами являются "жена", "головные боли" и "ревматизм". Правильное употребление однородных членов требует, чтобы они были использованы с помощью одной части речи и в одном падеже. Таким образом, "жена", "головные боли" и "ревматизм" будут правильно использованы.