Задание 10. А. Спишите слова, распределив их в зависимости от произношения: твёрдое; мягкое; оба варианта. Шинель, демобилизация, крем, детектив, жюри, брошюра, бассейн, сессия, тест, музей (10 слов). Б. Спишите. Раскройте смысл перифраз: корабль пустыни, алые погоны, синяя птица, певец Людмилы и Руслана, холмогорский мужик, Северная Венеция, царь зверей, серое вещество, голубая планета, белый континент (10 сочет.). В. Спишите предложения, в которых допущены речевые ошибки. Определите тип речевого недочёта; в скобках (за предложением) укажите его № из предложенного списка речевых недочётов. Для выбора: 1) алогизм; 2) плеоназм; 3) анахронизм; 4) речевая недостаточность; 5) скрытая тавтология; 6) тавтология. 1.Вы осмелились смело заявить о своей любви на всю страну. 2. Количество несчастных случаев увеличилось в разы. 3.Если бы Базаров остался жив, он стал бы декабристом. 4. Водолазов отправят домой специальным чартерным рейсом. 5.Из глаз Сони беззвучно текли слёзы. Г. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. тра?ка, парагра?, кинематогра?, филосо?ский 2. бесш...вный, реш...тка, ш...коладный, ш...рты 3. во...становленный, во...будить, ра...следование, бе...сильный 4. во...звание, чре...вычайный, во...растной, бе...вкусица 5. дождич...к, ящич..к, работнич...к, словар...к (20 слов). Задание 11. А. Спишите. Поставьте ударения в словах с орфоэпическими трудностями. Радостных новостей, налила воды, исчерпать аргументы, обойтись без шарфов, характерный человек, характерный поступок, задала слишком много, премировать студентов, выразить соболезнование, билеты в партер (10 сочет.). Б. Данные предложения содержат примеры речевой избыточности. Устраните её. Запишите отредактированные предложения. Укажите (в скобках за предложением), где плеоназм, где - тавтология. 1.Пять самолётов-боингов ежегодно падают с неба на землю. 2.Именно разноплановый поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех. 3.Нельзя касаться проводов незащищёнными ладонями рук. 4.Следует учитывать следующие факторы. 5.В каждом магазине вы найдёте прейскурант цен, который вам в выборе. В. Спишите. Образуйте нормативную форму Р.П. мн.ч данных существительных . Басня, кочерга, башня, брелок, дно; гренки, вафли, кегли, ульи, ступни (10 слов). Г. Спишите. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым. 1.Страх есть самый обильный источник пороков (К. Ушинский). 2.Война это школа страдания (П. Антокольский). 3.Актёр должен быть художником – мыслителем. 4.Покос самая трудная и весёлая пора летом (В. Шукшин). 5.Первое условие для сближения искренность (М. Пришвин).