Задание 1. Выполните комплексный анализ художественного текста (рассказа Е.И. Носова «Радуга») по плану План комплексного анализа художественного текста
1. Прочитайте текст.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
4. Какого типа речи текст?
5. К какому жанру относится текст
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
9. Как соотносятся начало и конец текста?
10. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
11. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
12. Понаблюдайте над лексикой текста:
а) найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю;
б) найдите ключевые слова в каждой части текста, чем обусловлен их выбор?
в) понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов), чем они обусловлены?
г) найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы;
д) обратите внимание на употребление разговорных, просторечных слов. Зачем они употреблены автором?
е) найдите в произведении средства художественной выразительности, выпишите примеры из текста;
ж) используется ли автор в тексте фразеологизмы или фразеологические выражения?
13. Отражение эмоциональных явлений в языке и сопутствующих ему средствах, которые принято называть паралингвистическими, представляет собой одну из наиболее сложных проблем современного языкознания. Параязыковые средства в художественном тексте включают в себя качество голоса, особенности произнесения звуков, дополнительные призвуки, а также продолжительность пауз в разговоре, типы заполнителей пауз, жесты, мимику, телодвижения, походку и позы.
Приведите примеры из текста, отражающие эмоциональное состояние человека.
Е.И. Носов
1. Прочитайте текст:
Мы с вами расскажем вам кое-что такое, о чем вам никто еще не рассказывал, никто. Только мы с вами знаем, что такое радуга. Это, понимаете, удивительно: радуга не просто линия, которую можно нарисовать на листе бумаги карандашом. Она длинная, тончайшая, нежная, словно цветное крыло бабочки, которая летит над землей. И кажется, что легким ветерком или дуновением света солнышка радугу никто не смеет коснуться — чтобы не распорядить ее на малое, никому не нужное зернышко радости.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе:
Евгений Носов (1910-1975) - советский писатель, автор детских книг. Известен своими произведениями о Незнайке.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
Текст принадлежит художественному стилю речи.
4. Какого типа речи текст?
Текст является художественной прозой.
5. К какому жанру относится текст?
Текст относится к жанру художественной прозы или рассказу.
6. Какое настроение преобладает в тексте?
В тексте преобладает настроение восторга, удивления и нежности.
7. Определите тему текста.
Тема текста - радуга, ее особое значение и нежность.
8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
- Введение и заявление о том, что автор знает, что такое радуга.
- Описание радуги, ее нежности и тонкости.
- Удивление и восторг от ее красоты.
- Сравнение радуги с бабочкой.
- Указание на то, что радуга недостижима и легкая, и нельзя ее распорядиться.
9. Как соотносятся начало и конец текста?
В начале текста автор заявляет, что расскажет особенное о радуге и что только он и читатель это знают. В конце текста автор указывает на недостижимость радуги и ее уникальность.
10. На каком приеме/приемах построен текст?
Текст построен на приеме сравнения (сравнение радуги с бабочкой), а также на приеме усиления чувства удивления и восторга.
11. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
- Радуга
- Бабочка
- Земля
- Свет солнышка
12. Понаблюдайте над лексикой текста:
а) найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю;
- Расспросить - задавать вопросы для получения информации
- Распорядиться - решить судьбу, порядок чего-либо
б) найдите ключевые слова в каждой части текста, чем обусловлен их выбор?
- Текст: ключевые слова "радуга", "кисть", "нежная", "красота". Выбор этих слов обусловлен описанием и характеристиками радуги.
- Удивление и восторг: ключевые слова "удивительно", "нежная", "словно", "красочно". Выбор этих слов обусловлен выражением эмоций автора.
- Недостижимость: ключевые слова "никто не смеет", "не нужное зернышко радости". Выбор этих слов обусловлен подчеркиванием уникальности и недостижимости радуги.
в) понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов), чем они обусловлены?
В тексте присутствуют лексические повторы слов "нежная" и "радуга", которые подчеркивают ее особую нежность и уникальность.
г) найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы;
- Синонимы: нежная - мягкая, красота - прекрасное
- Антонимы: просторечные - литературные
д) обратите внимание на употребление разговорных, просторечных слов. Зачем они употреблены автором?
В тексте отсутствуют разговорные или просторечные слова.
е) найдите в произведении средства художественной выразительности, выпишите примеры из текста;
- Сравнение: "словно цветное крыло бабочки"
- Эпитет: "уникально", "нежная", "длинная"
- Метафора: "зернышко радости"
ж) используется ли автор в тексте фразеологизмы или фразеологические выражения?
В тексте отсутствуют фразеологизмы или фразеологические выражения.
13. Приведите примеры из текста, отражающие эмоциональное состояние человека.
Примеры, отражающие эмоциональное состояние человека:
- Удивительно: автор хочет подчеркнуть свое удивление открытием того, что мало кто знает, что такое радуга.
- Указание на легкость и неприкасаемость радуги: автор хочет подчеркнуть, что радуга ускользает и недостижима для каждого и что ее нельзя распорядиться.
В результате комплексного анализа были определены основные характеристики текста, его жанр, стиль, тема, приемы построения и особенности авторского стиля. Такой анализ помогает более глубоко понять текст, его содержание и выразительные средства, использованные автором.