Задание 1. Выпишите предложения, в которых придаточные связаны с главным при союзного слова; определите синтаксическую функцию союзного слова. 1.Я еще не устал удивляться чудесам, что есть на земле (В.Ш.). 2. Выходит посидеть на крыльце, пока мать готовит ужин, Даша Астахова (Н. Гр.). 3. Иван Ильич не спеша пошел вниз, к пароходу, доложить, что город занят (А.Н.Т.). 4. Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки (Н.Р.). 5. Во всем мире нет страны, в которой перед детьми была бы так широко открыта дорога к самообразованию, самовоспитанию (М.Г.). 6. Знаменитые иностранные хирурги приезжали к нам для того, чтобы посмотреть операции Федорова (Бек.). 7. Каждое утро, когда еще не было видно солнца, гранитная верхушка утеса уже окрашивалась в красно-розовый цвет (А.И.). 8. Порой часы обманывают нас, чтоб нам жилось на свете безмятежней (С.М.). 9. Пароход под выстрелами спускался задним ходом по течению и зашел с западной стороны острова, откуда город был открыт леском (А.Н.Т.). 10.Внук затих, как будто подмосковные дубравы и впрямь сюда прислали птиц своих (Инб.). 11. Вода хранит тепло, что за день накопила (К.В.). 12. Из столовой доктор в темный коридорчик, где был телефон старинного устройства (А.Н.Т.). 13. Где вчера качались лодки, заработали лебедки (С.М.). 14. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи (М.Г.).
Задание 2. Выпишите сначала сложноподчиненные с придаточными сказуемыми, а затем – с придаточными определительными; поставьте необходимые знаки препинания.
1.Мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя мать (М.Дж.). 2. Он суров и прекрасен мир где работы горы (Щ.). 3. Какова широта взгляда такова широта решений (Черн.). 4. Наст был такой что на возах ездили без дороги (Л.Т.). 5. Сталевар смотрел на завод откуда по широкой пустынной улице приближалась группа рабочих (Перв.). 6. Он полюбил машины с тех давних дней когда впервые увидел трактор (Ник.). 7. Я – из тех, которых нежно нянчил и растил в своих боях Октябрь (А.С.). 8. На ускоренных курсах где готовили молодых техников для пусковых объектов Ново-Уральского завода Нина училась лучше всех (Бек.). 9. Деревня в это время блестели и сверкала всеми красками которые только были в природе (А.И.). 10. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах куда не проникал ветер (К.П.). 11. И на улице тишь такая словно бой через пять минут (Ю.Д.). 12. Найти причину зла – почти то же что найти против него лекарство (Бел.). 13. И наш народ теперь не тот, каким он раньше был! (Мих.).
Задание 3. Спишите, определите типы обстоятельственных придаточных предложений; поставьте знаки препинания.