Задание №1
Выберите варианты, в которых дано верное объяснение написания слова.
1. РАССЧИТАНА – в кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н.
2. КУПЛЕННЫЕ – Два Н пишется в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида.
3. ТУМАННЫЕ – Два Н пишется в прилагательных с суффиксом -АН.
4. ТОРЖЕСТВЕННО (встретить) – в наречии на -О пишется две буквы Н.
5. СТЕКЛЯННЫЙ – правописание двух Н в этом слове нужно запомнить.
6. БАРАБАННЫЙ – в прилагательных, образованных от существительных при суффикса -АН-, пишется две буквы Н.
7. (Девочка) ВОСПИТАННА (и аккуратна) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме.
8. ОГНЕННЫЙ – в суффиксах причастий, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН.
9. ЗАВЕЩАННЫЕ – причастие образовано от приставочного глагола завещать совершенного вида, поэтому . в нём пишется НН.
10. ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ – в полных страдательных причастиях времени пишется НН.
11. СЛЮДЯНОЙ – в прилагательном, образованном от существительного при суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
12. ШПАТЛЁВАННЫЙ – в полных причастиях на -ованный, образованных от глаголов с суффиксом -ов-(-ев-), пишется НН.
13. (Уроки) ВЫПОЛНЕНЫ – в кратком страдательном причастии пишется одна буква Н.
14. (Поле) ВСПАХАНО (вовремя) – в кратких страдательных причастиях времени пишется одна буква Н.
15. ВЕТРЕНЫЙ (день) – в кратких страдательных причастиях времени пишется одна буква Н.
Задание №2
Прочитайте текст и выполните упражнения 1–10.
(1) С детских лет мне хотелось увидеть и испытать всё, что только может увидеть и испытать человек. (2) Этого, конечно, не случилось. (3) Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и она слишком быстро. (4) Но так кажется лишь до тех пор, пока не начнёшь вспоминать. (5) Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвёртое. (6) Возникает непрерывная цепь воспоминаний. (7) И вскоре оказывается, что жизнь была разнообразнее, чем ты думал. (8) Прежде чем рассказать вкратце свою биографию, я хочу остановиться на одном своём стремлении. (9) Оно появилось в зрелом возрасте и с каждым годом делается сильнее. (10) Сводится оно к тому, чтобы насколько можно приблизить своё нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности. (11) Я не пытаюсь возвратить молодость, но всё же я пытаюсь проверять своей молодостью каждый день теперешней жизни. (12) Молодость для меня существует как судья моих сегодняшних мыслей и дел. (13) С возрастом, говорят, приходит опыт. (14) Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время. (По К. Паустовскому)
1. Замените словосочетание душевное состояние в предложении 10, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ответ: .
2. Из предложения 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. ответ: .
3. Среди предложений 8–14 найдите предложения с вводными словами. Запишите номера этих предложений. ответ: .
4. Среди предложений 1-7 найдите безличное предложение. Запишите номер этого предложения. ответ: .
5. Выпишите грамматическую основу предложения 9. ответ: .
6. Найдите сложное предложение, обе части которого являются односоставными предложениями. Запишите его номер. ответ: .
7. Среди предложений 4–12 найдите сложноподчинённое (-ые) предложение (-я) с обстоятельственным придаточным времени. Укажите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий) . ответ: .
8. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения. ответ: .
9. Найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Запишите номера этих предложений. ответ: .
10. Найдите сложносочинённое предложение. Запишите его номер. ответ: .