ЗАДАНИЕ 1.
Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его
Учить -> учитель -> … ->учительствовать
• учительский
• учительница
• учение
• учительство
Новый -> обновить -> … -> возобновление
• обновитель
• обновка
• возобновить
• новизна
Общий -> обобщить -> … ->обобщенно
• обобщенный
• общество
• приобщение
• обобщение
Пар -> парить -> … ->испарение
• парной
• испарить
• парильня
• парник
ЗАДАНИЕ 2.
Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его
Свет -> светить -> … ->освещение
• осветитель
• светлый
• осветить Сказать -> предсказать -> … ->предсказательница
• сказание
• рассказывать
• предсказывать
• предсказатель
Ходить -> походить -> поход -> … ->по-походному
• походка
• похождение
• походный
• выход
Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность
• оживление
• оживленно
• живительный
• оживленный
Тьма ->темный -> темнеть -> … -> потемнение
• темнота
• затемнение
• потемнеть
• темноватый
ЗАДАНИЕ 3.
Определите разновидность морфологического образования следующих слов.
Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, р азгрузка, перенапряжение, приморье, производительность, улетать, тосковать, хвалить, задумать, переехать, посмотреть, размечтаться, недолет, перенаселение, ле-сотундра, пасынок, железобетон, проверка, железнодорожник, производство, товарищество, бездорожье.
ЗАДАНИЕ 4. Определите образования слов. Укажите образующую основу в словах, образованных мор-фологическим Подошва, мыло облучение, сороконожка, подземный, сразу, зодчий, кувырком, пирожковая, об-лачение, рыло, происхождение, молотобоец, подземелье, наудалую, верхом, мастерская, развязка, подмасте-рье, ободок, рекордсмен, плодовоягодный, зачастую, учительская (комната), разом, посредине, налегке.
ЗАДАНИЕ 5. Распределите данные слова по словообразования.
Обложка, бескорыстный, прачечная, сбоку, избавление, развитие, незыблемый, пододеяльник, дуло, сног-сшибательный, взрыв, предрасположение, постовой, вратарь, подземелье, боком, гончая, подорожник, ма-шиностроение, дворник (в машине), начинка, разветвление, Подмосковье, заочница, древне-русский.
ЗАДАНИЕ6.
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин.«Господа Головлёвы»)
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
— С какой целью автор использует их в своём произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными руч-ками; высматривала, как зверёк.
Учить -> учитель -> учительница -> учение -> учительство
• учительский
• учительница
• учение
• учительство
Обоснование: В данной цепочке слов используется суффикс -итель, который образует профессиональные названия. От слова "учить" образуется слово "учитель", которое означает человека, занимающего профессию учителя. Далее, от слова "учитель" образуется слово "учительница", которое обозначает женскую особую этой профессии. От слова "учение" образуется слово "учительство", которое обозначает занятие преподаванием и сопутствующую этому профессию.
Новый -> обновить -> ... -> возобновление
• обновитель
• обновка
• возобновить
• новизна
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "об-", которая обозначает действие изменения или обновления чего-либо. От слова "новый" образуется глагол "обновить", который обозначает действие восстановления что-либо в новом состоянии. Далее, от слова "обновить" образуется слово "возобновить", которое обозначает действие повторного восстановления или продолжения чего-либо.
Общий -> обобщить -> ... -> обобщенно
• обобщенный
• общество
• приобщение
• обобщение
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "об-", которая обозначает действие объединения, сведения или обобщения чего-либо. От слова "общий" образуется глагол "обобщить", который обозначает действие сведения чего-либо в общие понятия или законы. Далее, от слова "обобщить" образуется слово "обобщение", которое обозначает результат или процесс сведения чего-либо в общее.
Пар -> парить -> ... -> испарение
• парной
• испарить
• парильня
• парник
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "ис-", которая обозначает действие превращения вещества в парообразное состояние или действие испарения. От слова "пар" образуется глагол "парить", который обозначает действие превращения жидкости в парообразное состояние. Далее, от глагола "парить" образуется глагол "испарить", который обозначает действие испарения или превращения вещества в пар.
ЗАДАНИЕ 2.
Свет -> светить -> ... -> освещение
• осветитель
• светлый
• осветить
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "ос-", которая обозначает действие освещения или добавления света. От слова "свет" образуется глагол "светить", который обозначает действие излучения света. Далее, от глагола "светить" образуется глагол "осветить", который обозначает действие освещения или добавления света.
Сказать -> предсказать -> ... -> предсказательница
• сказание
• рассказывать
• предсказывать
• предсказатель
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "пред-", которая обозначает действие предвидения, предсказания или прогнозирования чего-либо. От глагола "сказать" образуется глагол "предсказать", который обозначает действие предвидения или предсказания что-либо. Далее, от глагола "предсказать" образуется существительное "предсказательница", которое обозначает женское лицо, занимающееся предсказыванием.
Ходить -> походить -> поход -> ... -> по-походному
• походка
• похождение
• походный
• выход
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "по-", которая обозначает действие повторения или прохождения в определенном направлении. От глагола "ходить" образуется глагол "походить", который обозначает действие прогулки, пройденного пути или перемещения. Далее, от глагола "походить" образуется существительное "поход", которое обозначает прогулку, поездку или поход. Затем, от существительного "поход" образуется прилагательное "походный", которое обозначает связанный с походом, прогулкой или перемещением. И наконец, от прилагательного "походный" образуется наречие "по-походному", которое обозначает характер, свойственный для похода или прогулки.
Живой -> живить -> оживить -> ... -> оживленность
• оживление
• оживленно
• живительный
• оживленный
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "ож-", которая обозначает действие оживления, воскрешения или оживления чего-либо. От прилагательного "живой" образуется глагол "живить", который обозначает действие придания жизни или энергии чему-либо. Далее, от глагола "живить" образуется глагол "оживить", который обозначает действие оживления или воскрешения чего-либо. И наконец, от глагола "оживить" образуется существительное "оживление", которое обозначает действие или процесс оживления.
Тьма ->темный -> темнеть -> ... -> потемнение
• темнота
• затемнение
• потемнеть
• темноватый
Обоснование: В данной цепочке слов используется приставка "по-", которая обозначает действие изменения или приобретения свойства в большей степени. От существительного "тьма" образуется прилагательное "темный", которое обозначает свойство отсутствия света или низкой яркости. Далее, от прилагательного "темный" образуется глагол "темнеть", который обозначает действие приобретения или усиления свойства быть темным. И, наконец, от глагола "темнеть" образуется существительное "потемнение", которое обозначает действие или процесс становления темнее.
ЗАДАНИЕ 3.
Учительствовать - вариант производного слова: префиксально-суффиксальное словообразование.
Разрыв - вариант простого слова.
Утомление - вариант производного слова: суффиксальное словообразование.
Паводок - вариант производного слова: производное слово с окончанием -ок.
Разгрузка - вариант производного слова: префиксально-суффиксальное словообразование.
Перенапряжение - вариант производного слова: префиксально-суффиксальное словообразование.
Приморье - вариант сложного слова.
Производительность - вариант производного слова: суффиксальное словообразование.
Улетать - вариант производного слова: приставочно-суффиксальное словообразование.
Тосковать - вариант производного слова: суффиксальное словообразование.
Хвалить - вариант простого слова.
Задумать - вариант приставочного (пре