Задание № 1.
Спишите текст.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
Задание № 3.
Спишите текст. Найдите сочинительные союзы и укажите, что они соединяют: однородные члены или части сложного предложения.
Самое пр..красное слово на земле – мама, и оно звучит (на) всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верн..е и чутк..е сер..це. (В) нём никогда (не) гаснет любовь, и оно ни (к) чему (не) останется равн..душным.
Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, и твоя любовь к матери делает радос..ной и светлой твою жизнь.
(По З. Воскресенской)
Задание № 4
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните союзы.
1. Как муравей ухитряется поднимать ношу, во много раз тяжелее своего веса? – то (же) загадка.
2. То (же) слово, да не так бы молвить.
3. Тут была елань – то (же) самое, что зимой в пруду прорубь.
4. Положим, он знает лесные дорожки, не боится воды, (за) то беспощадно едят его мошки, (за) то ему рано знакомы труды.
(А. Фет)
Задание № 5.
Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений
1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.
2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.
3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.
4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.
5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей
возр..стала.