Задание 1: Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного. 1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу.
2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь.
3.Это была книга которую я помн…л с детства.
(А-придаточное определительное, Б-придаточное изъяснительное, В-придаточное обстоятельственное).
Задание 2: Спишите предложения. Составьте схемы сложных предложений, определить типы придаточных.
Вот уже две недели я живу в родной деревне, где не был много лет. Непонятные чувства, нахлынувшие на меня, бередят душу. Я точно знаю, что родительский дом придаст мне сил и уверенности в себе.
Рассмотрите письменный разбор СПП с придатчным изъяснительным. Запишите предложение в тетрадь:
Трудись по силам и желай, чтоб труд был вечно сладок. - сложное, союзное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным, т.к.:
во – первых, имеет две грамматических основы: трудись и жалей (односоставное, определённо – личное) // труд был сладок;
во – вторых, вторая часть поясняет глагол «желай», отвечает на вопрос ЧЕГО? и присоединяется с союза ЧТОБ.
Следовательно, это, действительно, сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Этому предложению соответствует схема: [ гл. ], (союз...)
По аналогии, выполните разбор предложений:
1) Мне казалось, что мы быстро пройдём степь и появимся у стен города. (А. Первенцев)
2) Как позади скрипнула дверь, Марийка не слышала. (А. Бубеннов)
3) Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь.
4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так загрустила. (В. Г. Короленко)