Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.
1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь.
Задание 2. Спишите, обозначая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор всех предложений.
1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. 3) Ругаться будут — не бойся. 4) Он гость — я хозяин. 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.