Задание 1 Спишите предложения. Подчеркните однородые члены предложения вместе с обобщающим словом. Составьте схемы к предложениям:
1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня. 2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев — всё сливается в один нестройный говор. 3) И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз. 4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо. 5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
Задание 2. Спишите предложения.Расставьте правильно знаки предложения при прямой речи и сделайте схемы предложений.
1) Отец вчера говорил На заре хорошо клюёт.
2) И решила внучка Навещу-ка я бабушку.
3) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди.
4) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
5) Девочка строго сказала Буратино Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!
6) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим думает Лето.
нужно
1) По обеим сторонам дома разбросано было несколько жилых служб и разнообразных строений: сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня.
Решение:
Однородными членами предложения являются "сарай, конюшня, погреба, амбары, застольная изба, баня и господская кухня", а обобщающее слово - "и".
Схема предложения:
- По обеим сторонам дома
- разбросано было
- несколько жилых служб и разнообразных строений:
- сарай
- конюшня
- погреба
- амбары
- застольная изба
- баня
- господская кухня
2) Шум, брань, мычание, блеяние, рев — всё сливается в один нестройный говор.
Решение:
Однородными членами предложения являются "шум, брань, мычание, блеяние, рев", а обобщающее слово - "все".
Схема предложения:
- Шум, брань, мычание, блеяние, рев
- всё
- сливается в один нестройный говор
3) И море, и небо, и белый песок — все радовало глаз.
Решение:
Однородными членами предложения являются "море, небо, белый песок", а обобщающее слово - "и".
Схема предложения:
- И море, и небо, и белый песок
- все
- радовало глаз
4) Посаженные заботливыми руками человека деревья: клён, тополь, акация, берёзы — зеленели приветливо и свежо.
Решение:
Однородными членами предложения являются "клён, тополь, акация, берёзы", а обобщающее слово - ":".
Схема предложения:
- Посаженные заботливыми руками человека деревья
- клён
- тополь
- акация
- берёзы
- зеленели приветливо и свежо
5) Повсюду мох: и внизу и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.
Решение:
Однородными членами предложения являются "и внизу, и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев", а обобщающее слово - "и".
Схема предложения:
- Повсюду мох
- и внизу
- и под ногами
- и на камнях
- и на ветвях деревьев
Задание 2:
1) Отец вчера говорил: "На заре хорошо клюёт".
Решение:
В данном предложении прямая речь начинается со слова "На заре" и заканчивается словом "клюёт". Поэтому необходимо поставить двоеточие после слова "говорил".
Схема предложения:
- Отец вчера говорил:
- "На заре хорошо клюёт"
2) И решила внучка: "Навещу-ка я бабушку".
Решение:
В данном предложении прямая речь начинается со слова "Навещу-ка" и заканчивается словом "бабушку". Поэтому необходимо поставить двоеточие после слова "внучка".
Схема предложения:
- И решила внучка:
- "Навещу-ка я бабушку"
3) У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят, говорили люди.
Решение:
В данном предложении прямая речь заключается в высказывании "говорили люди". Поэтому необходимо поставить запятую после слова "гостят".
Схема предложения:
- У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят
- говорили люди
4) Какая сегодня прекрасная погода! подумала лягушка.
Решение:
В данном предложении прямая речь заключается в мыслях лягушки, поэтому необходимо поставить восклицательный знак после слова "погода" и точку после слова "лягушка".
Схема предложения:
- Какая сегодня прекрасная погода!
- подумала лягушка
5) Девочка строго сказала Буратино: "Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!"
Решение:
В данном предложении прямая речь начинается со слова "Не ешьте" и заканчивается словом "вилки!". Поэтому необходимо поставить двоеточие после слова "Буратино".
Схема предложения:
- Девочка строго сказала Буратино:
- "Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки!"
6) Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим, думает Лето.
Решение:
В данном предложении прямая речь заключается в мыслях Лета, поэтому необходимо поставить точку после слова "созревшим".
Схема предложения:
- Пусть в моей картине всё будет
- спелым
- созревшим
- думает Лето