Задание 1. Раскройте скобки, допишите пропущенные буквы (орфограммы), выполните орфографический разбор подчеркнутых слов.
1). В б…льшие окна падал на пол серебря...ый свет полного месяца. (Л.Толстой)
2). Г...рит восток з...рею новой. (А.Пушкин)
3). Края Москвы, края р...дные, где на з...ре цветущих лет часы бе...печности я
тратил з…лотые, (не)зная горестей и бед. (А.Пушкин)
4). Посп…вает брусника, стали дни х…лоднее, и от птич…его крика в сердце стало грус…нее.
(К.Бальмонт)
5). Взрослые уст…вали на р..боте (за)день и ве…ти лошадей в ночное поручали нам,
мальчишкам. (В.Костылев).
6). Изба л…сника сост…яла из одной комн…ты, зак…птелой, ни…кой и пустой, без полатей и
перегородок. Изорван..ый тулуп в..сел на ст…не. На ла…ке л…жало одн..ствольное руж…ё, в
углу в…лялась груда тряпок; два б..льших горшка ст…яли возле печ…ки. Лучина г..рела на
ст…ле, п..чально в…пыхивая и пог..сая. На самой середине избы в…села
люлька, пр…вязан…ая к к…нцу длин…ого шеста. Дево…ка пог..сила ф..нарь, пр…села на
крош…чную скамейку и начала правой рукой к..чать люльку, левой попр…влять лучину. Я
посм…трел кругом – сер…це (во)мне заныло: (не)весело войти н…чью в мужицкую избу.
Ребенок в люльк…дышал т..жело и скоро.
Я в другой ра… осм…трелся. Изба пок…залась мне ещ… п..чальнее прежнего. Горький
зап…х оставше…дыма (не)приятно стеснял мне дыхание. (И.Тургенев).
7). Ал…й цвет в..черней з..ри медлен…о скользит по к…рням и ств…лам дерев…ев.
(И.Тургенев).
8). Над р..кой г..рят …кошки, над р…кой л…тит снеж…к. (ВСемернин).
9). З..мирая, слуш…ю весну, что т…чет по ст..белькам з..леным.(М.Шутов).
10). Сне… все ст…новился белее ии ярче, так что л…мило глаза. (Л.Толстой).
11). Мы прин..ли в дар бл…стательно и (не)слыхан…о богатый язык наших клас..ков.
(К.Паустовский).
2). Горит восток зорею новой. (А. Пушкин)
3). Края Москвы, края родные, где на зоре цветущих лет часы бе...печности я
тратил золотые, не зная горестей и бед. (А. Пушкин)
4). Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце стало груснее.
(К. Бальмонт)
5). Взрослые уставали на работе за день и везти лошадей в ночное поручали нам,
мальчишкам. (В. Костылев
1) В б[о]льшие окна падал на пол серебря[н]ый свет полного месяца. (Л.Толстой)
В данном предложении пропущена буква "о" в слове "большие" и буква "н" в слове "серебряный". Орфограмма "бо" используется в слове "большие" для обозначения предлога "в" перед начальным гласным слогом. Орфограмма "н" в слове "серебряный" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание согласных "нн".
2) Г[д]рит восток з[а]рею новой. (А.Пушкин)
В данном предложении пропущена буква "д" в слове "годрит" и буква "а" в слове "зарею". Орфограмма "а" в слове "зарею" используется для обозначения союза "за" перед начальным гласным слогом. Орфограмма "д" в слове "годрит" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание согласных "др".
3) Края Москвы, края р[о]дные, где на з[а]ре цветущих лет часы бе[з]печности я тратил з[о]лотые, (не) зная горестей и бед. (А.Пушкин)
В данном предложении пропущена буква "о" в слове "родные", буква "а" в слове "заре", буква "з" в словах "безпечности" и "золотые". Орфограмма "о" в слове "родные" используется для обозначения гласного звука [о] в закрытом слоге. Орфограмма "а" в слове "заре" используется для обозначения союза "за" перед начальным гласным слогом. Орфограмма "з" в словах "безпечности" и "золотые" является обозначением сочетания согласных "з" и "з".
4) Посп[о]вает брусника, стали дни х[о]лоднее, и от птиц[ь]его крика в сердце стало грус[н]ее. (К.Бальмонт)
В данном предложении пропущена буква "о" в слове "посповает", буква "о" в слове "холоднее", буква "ь" в слове "птичьего" и буква "н" в слове "груснее". Орфограмма "о" в словах "посповает" и "холоднее" используется для обозначения гласного звука [о] в закрытом слоге. Орфограмма "ь" в слове "птичьего" является обозначением мягкости предыдущей согласной. Орфограмма "н" в слове "груснее" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание согласных "нн".
5) Взрослые уст[а]вали на р[а]боте (за)день и в[е]ти лошадей в ночное поручали нам, мальчишкам. (В.Костылев)
В данном предложении пропущена буква "а" в слове "уставали", буква "а" в слове "работе" и буква "е" в слове "вети". Орфограмма "а" в словах "уставали" и "работе" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной. Орфограмма "е" в слове "вети" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание гласных "ие".
6) Изба л[е]сника сост[о]яла из одной комн[а]ты, зак[о]птелой, н[и]кой и пустой, без полатей и перегородок. Изорван[ы]й тулуп в[и]сел на ст[е]не. На л[е]ке л[е]жало од[и]нствольное руж[е]ё, в углу в[а]лялась груда тряпок; два б[о]льших горшка ст[а]яли возле печ[и]ки. Л[у]чина г[ю]рела на ст[о]ле, п[ы]чально вз[ы]пыхивая и пог[а]сая. На самой середине избы в[и]села люлька, пр[и]вязан[н]ая к к[о]нцу длин[о]го шеста. Дев[о]чка пог[а]сила ф[о]нарь, пр[и]села на кр[о]шечную скамейку и начала правой рукой к[а]чать люльку, левой попр[а]влять лучину. Я посм[о]трел кругом – сер[д]це (во)мне заныло: (не)весело войти н[о]чью в мужицкую избу. Ребенок в люльк[е] дышал тяжело и скоро. Я в другой р[о]с осм[о]трелся. Изба пок[а]залась мне ещ[е] печальнее прежнего. Горький зап[а]х оставш[е]дыма неприятно ст[е]снял мне дыхание. (И.Тургенев)
В данном предложении пропущена буква "е" в слове "лесника", буква "о" в слове "состояла", буква "а" в слове "комнаты", буква "о" в слове "закоптелой", буква "и" в слове "изорваный", буква "и" в слове "висел", буква "е" в слове "привязанная" и буква "о" в слове "показалась". Орфограмма "е" в слове "лесника" является обозначением гласного звука [е] в закрытом слоге. Орфограмма "о" в слове "состояла" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной. Орфограмма "а" в слове "комнаты" используется для обозначения союза "на" перед начальным гласным слогом. Орфограмма "о" в слове "закоптелой" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной. Орфограмма "и" в слове "изорваный" является обозначением согласной "й" после гласного. Орфограмма "и" в слове "висел" является обозначением согласных "и" и "й". Орфограмма "е" в слове "привязанная" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание гласных "ие". Орфограмма "о" в слове "показалась" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной.
7) Ал[о]й цвет в[и]черней з@ри медлен[о] скользит по к[е]рням и ст[е]лам дерев[е]в. (И.Тургенев)
В данном предложении пропущена буква "о" в слове "алой" и буква "е" в слове "мигает". Орфограмма "о" в слове "алой" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной. Орфограмма "е" в слове "мигает" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание гласных "ие".
8) Над р[е]кой г[о]рят мал[е]шки, над р[о]кой л[е]тит снеж[о]к. (ВСемернин)
В данном предложении пропущена буква "е" в слове "рекой", буква "о" в слове "горят", буква "е" в слове "малешки", буква "о" в слове "рокой" и буква "о" в слове "летит". Орфограмма "е" в слове "рекой" является обозначением гласного звука [е] в закрытом слоге. Орфограмма "о" в словах "горят" и "рокой" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной. Орфограмма "е" в слове "малешки" используется для обозначения сочетания гласных "ие". Орфограмма "о" в слове "летит" используется для обозначения ослабления предыдущей согласной.
9) З[а]мирая, слуш[у]ю весну, что т[е]чет по ст[е]белькам з[е]леным. (М.Шутов)
В данном предложении пропущена буква "а" в слове "замирая", буква "у" в слове "слушаю", буква "е" в слове "стебелькам" и буква "е" в слове "зеленым". Орфограмма "а" в слове "замирая" используется для обозначения гласного звука [а] в закрытом слоге. Орфограмма "у" в слове "слушаю" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание гласных "уе". Орфограмма "е" в словах "стебелькам" и "зеленым" является правильной орфограммой, обозначающей сочетание гласных "еи".
10) Снег все становился белее и ярче, так что лямило глаза. (Л.Толстой)
В данном предложении пропущена буква "е" в слов