Задание 1. Прочитайте текст. Выделите и запишите предложение, в котором содержится его основная мысль. ( ) Моя родная страна! Какое будущее у тебя, мой Казахстан! Не знаю, но уже сейчас я горжусь тобой, мой Казахстан!
Моя страна мирная, свободная, богатая, многонациональная. Разве можно не любить такую страну? Казахстан – это широкие степи, сильные ветры, бескрайние, нагретые солнцем пустыни. В недрах добывают драгоценные для нас металлы, на поверхности выращивают хлеб. Недра казахских земель содержат почти всю таблицу Менделеева, которая служит на пользу людям. Но я надеюсь, что будущее нашей страны будет зависеть не только от успешной добычи этих богатств. Самая главная ценность моей страны – это мы, твой свободный и независимый народ. Мы живем в дружбе и согласии, а также с уверенностью смотрим в будущее. И верим, что будущее нашей страны прекрасно!
Задание 2. Прочитайте тексты и выполните задание.
ТЕКСТ 1
Эксперты Всемирной метеорологической организации не связывают погодные явления напрямую с изменением климата. Тем не менее, они указывают на «стойкую тенденцию», отмечая периоды продолжительной жары и обильных осадков.
В Таиланде во вторник успешно завершилась операция по вызволению из пещеры детей из местной школьной команды и их тренера. Синоптики предсказывали грозовые дожди, которые могли бы серьезно осложнить задачу , но их прогнозы не оправдались.
В других частях света, между тем, наблюдается экстремальная погода. В Японии наводнения и оползни уже унесли жизни 150 человек. Число жертв продолжает расти.
Особенно пострадали центральные и западные районы Японии.
Тем временем другие регионы этой страны находятся во власти тайфуна Мария. Его разрушительное воздействие ощутили и в Тайване. На пике своей силы тайфун перерос в ураган пятой категории, но, даже ослабев до третьей категории, он все еще представляет опасность - скорость ветра местами достигает 250 километров в час.
Источник: http://kzvesti.kz/news/29361-po-vsemu-miru-nablyudaetsya-ekstremalnaya-pogoda.html
ТЕКСТ 2
Все, разумеется, помнят жестокую бурю, разразившуюся в этом году во время равноденствия. Барометр упал до 710 миллиметров. Страшный норд-ост дул, не утихая, с 18 по 26 марта. Он произвел невиданные опустошения в Америке, Европе и Азии, на территории в тысячу восемьсот миль - между тридцать пятой параллелью северной широты до сороковой южной параллели. Разрушенные города, вырванные с корнем леса, берега, опустошенные нахлынувшими горами воды, сотни кораблей, выброшенных на берег, целые области, разоренные смерчем, все сметавшим на своем пути, тысячи людей, раздавленных на суше или поглощенных водой, - вот последствия этого неистовствовавшего урагана. Он произвел больше опустошений, чем бури, уничтожившие Гавану и Гваделупу 25 октября 1810 года и 26 июля 1825 года.
В то самое время, когда на суше и на воде происходило столько ужасных бедствий, в воздухе разыгрывалась не менее страшная драма.
Источник: Жюль Верн, роман «Таинственный остров» (1874г)
Сравните тексты с точки зрения стиля, типа, цели и целевой аудитории. Установите соответствия: соотнесите критерии сравнения с номером соответствующего признака и впишите этот номер в таблицу. ( )
Критерии сравнения:
№ признака
Признаки:
Стиль текста 1
1 – повествование
Стиль текста 2
2 – проинформировать и предостеречь
Тип текста 1
3 – написан для взрослых
Тип текста 2
4 – художественный стиль
Цель текста 1
5 – написан для детей и взрослых
Цель текста 2
6 – описание
Целевая аудитория текста 1
7 – публицистический стиль
Целевая аудитория текста 2
8 – создать в воображении читателя картину природы