Задание 1.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким
функциональным стилям они принадлежат. Докажите
принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные
особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте
знаки препинания.
А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили
пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку
коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало
нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться
на авось и рассчитывать только на везение и собственную
интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно
разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и
подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех
переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине
рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог
переговоров с юношеским максимализмом если да так да если нет
так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей
школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают
приготовиться к деловой игре минимум в три раунда
Б. ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в
таможенных органах и учреждениях являются важным принципом
таможенной службы Реализация его имеет свои особенности
обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их
должностных лиц характеризующегося в частности четко
выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих
органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности
по горизонтали органам представительной и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления
и местной администрации
В. Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет
вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы
Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения
сырьевых ресурсов Земли Но существует один аспект
психологический который следует из положения высказанного Б.
Расселом в 1952 г.
Б. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит
всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к
приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание
Солнечной системы и звезд может стать таким приключением
вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить
серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные
культурные и интеллектуальные стимулы могут человечеству избежать стагнации предсказанной современным
философом Ф. Фукуямой.
Задание 2.
Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки,
связанные с неправильным употреблением синонимов.
1.В составах команд немало именитых спортсменов много раз
добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
2.Учитель обязан содействовать исправлению допущенных
родителями ошибок.
3.Выгода массового производства блюд промышленными
методами их удешевлению.
4.Его деятельность по рас билетов была отмечена.
Задание 3.
Вместо звездочек вставьте один из синонимов; мотивируйте свой
выбор.
1. *** (Индустрия, промышленность) в постперестроечный период
переживает кризис.
2.Дня через два организм вырабатывает *** (иммунитет,
невосприимчивость), и опухоль спадает.
3.Его очерки запечатлели *** (специфический, характерный) черты
северной природы.
4.В концерте исполнялись скрипичный концерт и *** (отрывки,
фрагменты) из балета “Гаянэ”.
5.На совещании по этому во министры заняли ***
(негативный, отрицательный) позицию, отклонив ***
(конструктивный, плодотворный) предложение.
Задание 4.
Исправьте стилистические недочеты в употребленных
существительных, прилагательных, числительных.
1.После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов
рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4
триллионов.
2.Желающим получить путевки для детей на время
рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч
рублей.
3.В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем
в течение трех недель.
4.Этот призыв в настоящее время действен.
Задание 5.
Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1.Печать, в частности многотиражки и стенные газеты,
систематически расширя…т информационные материалы.
2.В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь
директора.
3.Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в
Испании.
4. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51
промышленный объект.
5.Полмесяца с тех пор, как начались экзамены.
А. Текст относится к деловому стилю. Основные особенности данного стиля:
- Нагрузка информации: в тексте используются термины и специфическая лексика, характерная для делового общения (разговор, начальник, идея, поддержка, коллеги и т. д.);
- Формальность: текст использует официальный язык, присущий деловым документам и переговорам (разыгранного сценария, переговоров, фиаско и т. д.);
- Ясность и точность изложения: автор стремится передать точно свои мысли и убедить собеседника в своей правоте;
- Учет формальных правил: автор отмечает важность подготовки и расписывает роль и подготовку к неожиданным обстоятельствам (распишите свою роль).
Б. Текст относится к официально-деловому стилю. Основные особенности данного стиля:
- Точность и ясность изложения: автор стремится донести свои мысли и позицию без лишних деталей и эмоций (отсутствие юридически закрепленной подчиненности);
- Формализованность: текст содержит официальные термины и конструкции (таможенные органы, вертикальная подчиненность и т. д.);
- Отсутствие субъективности: текст отражает законодательную позицию и обязанности должностных лиц в таможенных органах и учреждениях;
- Учет и краткое описание организационной структуры (чеко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы).
В. Текст относится к научно-популярному стилю. Основные особенности данного стиля:
- Формализованность: текст содержит научные термины и гипотезы (кроме того, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут человечеству избежать стагнации предсказанной современным философом);
- Логика изложения: автор стремится донести свою идею и описывает психологический аспект (вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему);
- Ссылки на авторов и исследования: текст упоминает Б. Рассела и чикагскую Высшую школу бизнеса;
- Отсутствие эмоциональной окраски: автор описывает теоретические возможности без эмоциональной оценки (рассуждает о будущих возможностях и истощении сырьевых ресурсов).
Задание 2.
1. В составах команд немало известных спортсменов, многократно достигавших высоких результатов на соревнованиях.
2. Учитель должен содействовать исправлению ошибок, допущенных родителями.
3. Массовое производство блюд промышленными методами позволяет снизить их стоимость.
4. Его деятельность по распределению билетов была отмечена.
Задание 3.
1. Промышленность в постперестроечный период переживает кризис. (индустрия является более узким понятием)
2. Дня через два организм вырабатывает иммунитет, и опухоль спадает. (невосприимчивость не используется в данном контексте)
3. Его очерки запечатлели характерные черты северной природы. (специфический не отражает в данном контексте черты природы)
4. В концерте исполнялись скрипичный концерт и фрагменты из балета “Гаянэ”. (отрывки не используется в данном контексте)
5. На совещании по этому вопросу министры заняли отрицательную позицию, отклонив плодотворное предложение. (негативный и конструктивный синонимичны)
Задание 4.
1. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллиона рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллиона.
2. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по сто сорока пяти тысячам рублей.
3. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства более трех недель. (более чем является лишним)
4. Этот призыв в настоящее время действителен.
Задание 5.
1. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы.
2. В приемной сидела молодая женщина. Это была секретарь директора.
3. Немало военных преступников нашло себе после войны приют в Испании.
4. За короткий срок построено и сдано в эксплуатацию 51 промышленное сооружение.
5. Полмесяца с тех пор, как начались экзамены. (закончить необходимо окончанием "лось" – полмесяца с тех пор, как начались экзамены прошло).