Задание 1 Прочитайте предложения, выделите грамматические основы, постройте схемы предложений, определите тип подчинения.
1.Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец,
если Андрей уедет, не помирившись с ним.
2 Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже
четвертые сутки
3 По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно
езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками
4 Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
5 Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня
6 Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
7 Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
8 Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
9 Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.
10 Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.
11 Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.
12 Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
13 Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.
14 Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение.
Задание 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним.
- Грамматические основы: умоляла, говорила, знает, будет, несчастлив, уедет, помирившись.
- Схема предложения: Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
2. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки.
- Грамматические основы: осведомился, ехать, объявил, ожидали.
- Схема предложения: Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади ожидали его уже четвертые сутки.
- Тип подчинения: простое подчинение.
3. По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками.
- Грамматические основы: имел, делился, езжал, перестреливаться.
- Схема предложения: По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
4. Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
- Грамматические основы: попросился, слышал, есть.
- Схема предложения: Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
5. Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
- Грамматические основы: пришли, показал, выудил.
- Схема предложения: Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
6. Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
- Грамматические основы: проснулся, встало, была.
- Схема предложения: Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
7. Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
- Грамматические основы: отправились, кончился, выглянуло, запели.
- Схема предложения: Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
8. Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
- Грамматические основы: посмотреть, развёртываются, выпускает.
- Схема предложения: Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
9. Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.
- Грамматические основы: помню, шли, светило, нашёл.
- Схема предложения: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
10. Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.
- Грамматические основы: было, добрались, переночевать.
- Схема предложения: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
11. Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.
- Грамматические основы: захотелось, нагнулся, увидел.
- Схема предложения: Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
12. Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
- Грамматические основы: знал, шутит, уходят.
- Схема предложения: Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
13. Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.
- Грамматические основы: рассказывал, слушал, был.
- Схема предложения: Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
14. Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение.
- Грамматические основы: казалось, иметь, определить.
- Схема предложения: Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение.
- Тип подчинения: сложное подчинение.
Задание 2:
1. Я вышел на крыльцо, как только раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.
- Строение сложного предложения: простое – простое (причина-следствие).
2. Было поздно, но в комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.
- Строение сложного предложения: простое – простое (противопоставление).
3. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
- Строение сложного предложения: простое – простое (причина-следствие).