Задание 1. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с которых были образованы новые слова, и назовите словообразования: 1. Лес-> … ->пролеска.
2. Малый-> … ->малодоступность.
3. Пыль-> … ->пылесосящий.
Правильные цепочки: 1. Лес - лесок (суффиксальный) - пролесок (приставочно-суффиксальный) - пролеска (бессуфиксный). 2. Малый - мало (суффиксальный) - малодоступный (слияние) - малодоступность (суффиксальный). 3. Пыль, сосать - пылесос (сложение) - пылесосящий (суффиксальный).
Задание 2. Постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».
Начнём проверять (в цепочках указаны словообразования):
1. Весёлый - весело (суффиксальный) - невесело (приставочный) или же весёлый - невесёлый (приставочный) - невесело (суффиксальный).
2. Весёлый - веселить (суффиксальный) - развеселить (приставочный) - развеселиться (постфиксальный).
3. Весёлый - веселеть (суффиксальный) - повеселеть (приставочный) - повеселиться (постфиксальный).
Задание 3. Восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все словообразования в данной цепочке:
1) тайна-> … -> … ->затаиться;
2) скорый-> … ->скоростной;
3) город-> … ->пригородный.
Правильные ответы:
1) тайна - таить (суффиксальный) - затаить (приставочный) - затаиться (постфиксальный);
2) скорый - скорость (суффиксальный) - скоростной (суффиксальный);
3) город - пригород (приставочный) - пригородный (суффиксальный).
Задание 4. Восстановите правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) приют, ютиться, приютить;
2) кулинар, кулинария, кулинарный;
3) белый, побелка, белеть.