Задание 1. Письменно. Распределите предложения по типам односоставных предложений: 1) определенно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) обобщенно-личные; 4) безличные; 5) назывные. Найти главный член предложения, указать, чем выражен.
1 Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. 2
Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю.. 3. В глазах у
меня потемнело. 4. Не гляди же с тоской на дорогу... 5. Пьера с
другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом.
6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница. 7. Очень уж шумят у нас в классах. 8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто! 9. Уж сильно завечерело. 10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Последние дома, обрываясь внезапно, открывают широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку . 11. На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича . 12. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны. 13. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, полынью. 14. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля. 15. - Почему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем. 16.
Слушайте боевой приказ. 17. Век живи, век учись (Посл.). 18. Напишешь
- не сотрешь, выпустишь - не поймаешь (Посл.). 19. Цыплят по осени считают. (Посл.).(20) Белые, с прожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море. (21) Притаился зверек и не бежит никуда. Руку протяни - достанешь.
- Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.
- В глазах у меня потемнело.
2) Неопределенно-личные:
- Не гляди же с тоской на дорогу...
- Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто!
3) Обобщенно-личные:
- Очень уж шумят у нас в классах.
- На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича.
4) Безличные:
- Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом.
- Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница.
- Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны.
- Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля.
- Слушайте боевой приказ.
- Белые, с прожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море.
5) Назывные:
- Напишешь - не сотрешь, выпустишь - не поймаешь.
- Цыплят по осени считают.
Главный член предложения - это слово или словосочетание, которое выполняет синтаксическую функцию сказуемого и обязательно присутствует в предложении. В односоставных предложениях главным членом является подлежащее. В каждом предложении указан главный член и его выражение.
Например:
- Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.
Главный член: пора
Выражение: пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.
- Не гляди же с тоской на дорогу...
Главный член: гляди
Выражение: не гляди же с тоской на дорогу...
Таким образом, задание состоит в определении типа каждого предложения и указании главного члена и его выражения.