Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
текст 1
Самы.. главны.. баб..ч..ки — это, конеч..но, (ярко)ж..лтые л..мон..иц.. . Они и по..вляют..ся раньше всех когда ещё не ра..пускают..сяд..рев..я. В глубоких (о/а)врагах ещё снег. А уж над тёпл..й п..лян..йкруж..т л..мон..ц.. . Их ж..лтыекрыл..яспор..т(3) со старым снег..м и см..ются (над)ним. А из земли - белые и ж..лтые - т..роп..т..ся первые цв..ты - ветрен..ца мать-и-мач..ха.
Белое и ж..лтое показ..ва..т нам вначале в..сна а у(ш/ж) потом всё (о/а)стальное - и (ярко)синие по..снежн..ки, и м..дуницу и ш..к..ладницу. Но с белым и ж..лтымв..сна никак (не)соб..рает..ся рас..тават..ся. То в(с/з)пыхнут калужниц.. и купавы то оз..рит..ся белым ч..рёмуха.
Эти цв..та пр..ходятчере(с/з) всю ран..ююв..сну(4). А у(ш/ж) в с..р..дине лета сходят..ся белое и ж..лтое в одном цв..тке(2) распустившейся ромашки.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
В глубоких (о/а)врагах ещё снег.
Задание 4
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Осведомиться, диспансер, баловатъ, ржала
Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ярмарки на Руси продолжались не один день.
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1. поклади в шкаф
2. важные договоры
3. вы поезжайте
4. пару ботинков
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Утренняя роса покрыла всю траву.
2. Настоящий друг никогда не бросит в беде.
3. Москва столица нашей Родины.
4. Стройный тополь рос у дома.
Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. В поход мы взяли с собой рюкзаки палатки.
2. Возьми с собой на зимнюю прогулку лыжи и санки!
3. Не забудьте ребята взять с собой в поход рюкзаки и палатки.
4. Каждый год мы с инструктором ходим в поход.
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
текст 2
(1)«Ему только птичьего молока не хватает», – говорится с иронией о человеке, у которого есть всё, что можно пожелать. (2)«Может, тебе, привереда, птичьего молока подать?..» (3)Птичье молоко издавна стало символом чего-то необыкновенного, даже невозможного, чего на свете не бывает. (4)Но, оказывается, подобие загадочного птичьего молока существует, и не в каких-то неведомых далях, а по соседству с нами.
(5)Как подмечено учёными, изучающими птиц, таким «птичьим молоком» «выпаивают» своё потомство голуби. (6)Незадолго до появления птенцов в зобу обоих родителей начинает вырабатываться жидкая кашица, похожая на белую молочно-творожистую массу. (7)Это птичье молоко – основное, очень полезное питание для малышей в первые дни их жизни. (8)Оно мало похоже на молоко животных, но так же богато жиром, белками, внём целый набор витаминов, микроэлементов. (9)Новорождённые птенцы запускают свои клювы в зоб мамы или папы и получают порцию «молока». (10)Полторы-две недели продолжается эта детская молочная диета. (11)Потом у голубей-родителей выработка «молока» прекращается, они приучают малышей к кашице из размягчённых в зобу зёрен и семян диких трав, хлебных крошек.
(12)Кроме голубей, подобием птичьего молока выкармливают своих птенцов, например, буревестники и пингвины. (13)У буревестников образуется так называемый желудочный жир – ворвань. (14)Полупереварившимися остатками рыб, сдобренными ворванью, и выкармливают буревестники своих птенцов. (15)У пингвинов, обитающих в Антарктиде, царстве вечных льдов, вырабатывается специальный желудочный секрет, который и является пищей для малышей. (16)Пингвинята кормятся им, пока не окрепнут и смогут питаться рыбным фаршем, приготовленным для них родителями.
(По Я. Суханову)
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11
Запишите, почему, по мнению автора текста, корм новорождённых птенцов голубей можно назвать подобием молока?
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «царство» («в царстве») из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «вырабатываться» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Задание 14
Объясните значение фразеологизма «сесть в калошу» , запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Самые главны.е. баб.о.ч..ки — это, конеч..но, (ярко)ж.ё.лтые л..имонн..иц..ы . Они и по.я.вляют..ся раньше всех когда ещё не ра..спускают..ся д..еревь..я. В глубоких (оврагах ещё снег. А уж над тёпл..ый п.о.лян..ой кружи..т ли..мони..ц..ы . Их ж..ёлтые крыл..ья спор..ят(3) со старым снег.о.м и см.е.ются (над)ним. А из земли - белые и ж..елтые - т.о.ропя..т..ся первые цве..ты - ветрен..ца мать-и-мач.е.ха.
Белое и ж..елтое показ..ыва..ет нам вначале в..есна а уж) потом всё (о)стальное - и (ярко)-синие под..снежн..ки, и ме..дуницу и ш.о.ко..ладницу. Но с белым и ж..лтымв..сна никак (не)соб.и.рает..ся расс..тавать..ся. То в(с/з)пыхнут калужниц.. и купавы то оз..рит..ся белым ч..рёмуха.
Эти цв..та пр..ходятчере(с/з) всю ран..ююв..сну(4). А у(ш/ж) в с..р..дине лета сходят..ся белое и ж..лтое в одном цв..тке(2) распустившейся ромашки.