Задание 1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы в подчеркнутых словах, определите часть речи. Приведите формулировки правил после каждого предложения. 1. Пе..ые столбы взбрасывало (в)верх (М.А. Булгаков). 2. Но характер гордое и ц..ремо..ое обращение её со всеми домашними а в особе..ости с папа (н..)сколько не изменились (Л.Н.Толстой). 3. Его соломе..ые брови и соломе..ые усы сияли сквозь клубы табачного дыма (Б. Окуджава). 4. Солнце легло спать и укрылось багря..ой з..лотой парчой (А.П. Чехов). 5. Под ним (то) и стоит белокаме..ая обитель с величавым грубо раскраше..ым с..бором посреди двора (И.А. Бунин). 6. Со всего поля брели туда темные фигуры кто легко ране..ый кто заблудившийся из растрепа..ой части кто волок пле..ого (А.Н. Толстой).
Задание 2. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите и выделите суффиксы в данных словах и определите, к какой части речи эти слова относятся. Объедините слова в группы, указав признак (правило)
Адресова..ый, аннулирова..ый, багря..ый, балова..ый, бара..ий, безымя..ый, бесприда..ица, бессо..ица, бессребре..ик, бесчисле..ый, беше..ый, бракова..ый, буде..овка, были..ый, варе..ик, ветре..ик, ветре..ость, ветре..ый, взволнова..ый, вида..ый, виде..ый, вое..ослужащий.
Задание 3. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Сформулируйте правило и запишите его.
1. Что это, как (не) лепо устроена жизнь! (А.И. Герцен). 2. Живём мы (не) плохо (И. Муравьева). 3. (Не) плохо. Хорошо (А. Белозеров). 4. Это было бы (не) плохо, но верилось в это с трудом (С. Иванов). 5. Тут и так-то… (не) сладко, а если ещё и дома…(В. Шукшин) 6. Там ему пришлось (не) сладко: барсуки сурово расправляются с такими гостями (А.Н. Толстой). 7. Я себя (не) важно чувствую, а ты поезжай (Ю. Трифонов).
Задание 4. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова
1. А (по) утру она вновь улыбалась перед окошком своим, как всегда (И. Ильф, Е. Петров). 2. Фронтовики, знавшие (по) чём фунт лиха, посмеивались над ними (В.Гроссман). 3. Озверев от страха, казаки и немцы кололи и рубили (по) чем попало: по спинам, по рукам, по лошадям и оружию… (М.А. Шолохов). 4. В печали, возмущении я ворочался (с) боку на бок по ночам (М.А. Булгаков). 5. Сверху спускалась зелёная беседка, увитая плющом, (с) боку в громадные открытые ворота рабочие, как муравьи, вносили на сцену толстые белые колонны (М.А. Булгаков).
Методические рекомендации:
При выполнении задания необходимо четко и лаконично сформулировать правило, указав условие, при котором возможно правильное написание слова или постановка знаков препинания.
Например:
Слово «блестит» – в корне слова пишется буква «Е», т.к после корня отсутствует суффикс –А-. Правило: чередование гласных «Е» и «И» в корнях «блест» – «блист».