Задание 1. Опишите фонетические процессы в области взаимодействия согласных и взаимодействия гласных и согласных, найденные вами в словах: БЕРЕЗКА, БАРАБАНЩИК, ЛИСТОВКА, РЕДКИЙ, КОСМОНАВТ, ВОКЗАЛ, ЗУБЧАТЫЙ, СЖАТЬ, ПОВОЗКА, СДАЧА, РАСШАТАТЬ, ПОДПИСАТЬ, РАЗВЯЗКА, СЖАЛИТЬСЯ.
ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: лавка – ла [ФК] а, в данном слове наблюдается процесс регрессивной, частичной ассимиляции согласных по глухости: последующий глухой звук уподобил себе предыдущий звонкий согласный [в].
1. БЕРЕЗКА:
В данном слове мы видим процесс регрессивной, полной ассимиляции согласных по месту образования: согласные [з] и [к] становятся обе альвеолярными, так как следующий согласный [р] также альвеолярный.
2. БАРАБАНЩИК:
Здесь мы можем наблюдать процесс прогрессивной, полной ассимиляции согласных по месту образования: согласные [н] и [ч] оба становятся альвеолярными, потому что предыдущий согласный [б] также альвеолярный.
3. ЛИСТОВКА:
В данном слове взаимодействие гласных и согласных не вызывает каких-либо изменений или ассимиляций.
4. РЕДКИЙ:
Здесь мы можем обнаружить процесс регрессивной, частичной ассимиляции согласных по звонкости: предыдущий звонкий согласный [д] воздействует на следующий звонкий согласный [к], который становится депалатализованным [к̣].
5. КОСМОНАВТ:
В этом слове нет особых фонетических процессов в области взаимодействия согласных и взаимодействия гласных и согласных.
6. ВОКЗАЛ:
Также в данном слове мы не наблюдаем никаких особых фонетических процессов.
7. ЗУБЧАТЫЙ:
В данном слове происходит процесс прогрессивной, полной ассимиляции согласных по месту образования: согласные [б] и [ч] оба становятся альвеолярными, так как предыдущий согласный [з] также альвеолярный.
8. СЖАТЬ:
Здесь мы наблюдаем процесс прогрессивной, полной ассимиляции согласных по месту образования: согласные [з] и [ч] оба становятся альвеолярными, так как предыдущий согласный [ж] также альвеолярный.
9. ПОВОЗКА:
В этом слове не происходит никаких особых фонетических процессов в области взаимодействия согласных и взаимодействия гласных и согласных.
10. СДАЧА:
В данном слове мы можем наблюдать процесс регрессивной, частичной ассимиляции согласных по звонкости: последующий звонкий согласный [д] воздействует на предыдущий звонкий согласный [с], который становится депалатализованным [с̣].
11. РАСШАТАТЬ:
В этом слове нет особых фонетических процессов в области взаимодействия согласных и взаимодействия гласных и согласных.
12. ПОДПИСАТЬ:
Здесь также не наблюдается никаких особых фонетических процессов.
13. РАЗВЯЗКА:
В данном слове мы видим процесс регрессивной, полной ассимиляции согласных по месту образования: согласные [з] и [в] оба становятся глубокими, так как следующий согласный [ж] также глубокий.
14. СЖАЛИТЬСЯ:
В этом слове происходит процесс прогрессивной, частичной ассимиляции согласных по глухости: последующий глухой согласный [т] воздействует на предыдущий звонкий согласный [л], который становится депалатализованным [л̣].
Надеюсь, что эта подробная информация помогла тебе понять фонетические процессы во взаимодействии согласных и взаимодействии гласных и согласных в данных словах. Если у тебя все еще есть вопросы, не стесняйся задавать их!