Задание 1.Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире. Подчеркните грамматическую основу. 1. Курить - здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить - небо коптить, (Пословица)
3. Жить - родине служить, (Пословица)
4. Учить - ум точить. (пословица)
5. Спешить - делу вредить. (Пословица)
6. Жалеть, любить - знакомые глаголы. (С.Липкин)
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду - великий грех. (Сказка)
8. Строку нанизывать на строки - зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
9. Прославить подвиг храбреца - и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
10. Отсиживаться по щелям - удел тараканов. (Из газеты)
Между подлежащим и сказуемым в данных предложениях стоит тире, потому что они выражают соотношение причина-следствие. Тире служит для того, чтобы подчеркнуть связь между действием (сказуемым) и его причиной (подлежащим). Оно помогает установить логическую связь между этими элементами предложения и сделать их более выразительными.
Подчеркнем грамматическую основу в каждом предложении и обоснуем использование тире:
1. Курить - здоровью вредить.
- Грамматическая основа: курить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразу "курить" и показать, что это действие является причиной нанесения вреда здоровью.
2. Без дела жить - небо коптить.
- Грамматическая основа: жить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "как жить?".
- Тире ставится, чтобы подчеркнуть фразу "без дела жить" и показать, что это причина, по которой "небо коптит".
3. Жить - родине служить.
- Грамматическая основа: жить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "как жить?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразу "жить" и показать, что это действие является причиной служения родине.
4. Учить - ум точить.
- Грамматическая основа: учить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы подчеркнуть фразу "учить" и показать, что это действие является причиной для точности ума.
5. Спешить - делу вредить.
- Грамматическая основа: спешить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразу "спешить" и показать, что это действие причиняет вред делу.
6. Жалеть, любить - знакомые глаголы.
- Грамматическая основа: жалеть, любить - винительный падеж множественного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразы "жалеть" и "любить" и показать, что это знакомые глаголы.
7. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду - великий грех.
- Грамматическая основа: говорить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразу "говорить неправду" и показать, что это действие является великим грехом.
8. Строку нанизывать на строки - зарядка легкая, не труд.
- Грамматическая основа: нанизывать - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы подчеркнуть фразу "строку нанизывать на строки" и показать, что это действие является легкой зарядкой, не трудом.
9. Прославить подвиг храбреца - и честь, и доблесть для певца.
- Грамматическая основа: прославить - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы подчеркнуть фразу "прославить подвиг храбреца" и показать, что это действие является и честью, и доблестью для певца.
10. Отсиживаться по щелям - удел тараканов.
- Грамматическая основа: отсиживаться - винительный падеж единственного числа отвечает на вопрос "что делать?".
- Тире ставится, чтобы выделить фразу "отсиживаться по щелям" и показать, что это действие является уделом тараканов.
Надеюсь, ответ был понятен и помог тебе понять, почему между подлежащим и сказуемым ставят тире и как определить грамматическую основу предложения. Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся задавать их. Успехов в изучении грамматики!