Задание № 1. Найдите и выпишите частицы. Определите их значение. - Все-таки необходимо решить, как мы организуем концерт, - сказал учитель. - Разве он состоится? – поинтересовались ребята. - Конечно, неужели вы забыли о нашем последнем разговоре? - Вот здорово! – воскликнули ребята. - Только надо продумать план его проведения, - сказал учитель. - Пусть Саша сыграет на фортепиано, - предложил Коля. - Вряд ли он придёт, - сказала Маша. - Неужели ему неинтересно? – удивились ребята. - Как раз в этот день у него экзамен в музыкальной школе, - пояснила Лена. - И даже если экзамен, к вечеру он освободится, - возразил Алеша. - Верно, ведь концерт рассчитан почти на два часа.
Задание № 2. Прочитайте предложения и соотнесите частицы, употребленные в них, с названными значениями.
Значения частиц: Предложения:
1) Во Восклицательные 1) Ни шагу назад! 2) Вот пришел он к синему морю.
3) Указательные 4) Усилительные 5) Отрицательные 3) Но был ли счастлив мой Евгений? 4) Вон она всплеснулась над волною. 5) Но я все-таки тебе не верю. 6) Ну что за шейка, что за глазки! 7) Неужели вы его не помните? 8) Я не стану молчать! 9) Пригласите же его сесть.
Задание № 3. Запишите фразеологизмы, правильно употребляя частицы не, ни. Объясните их значение. Составьте предложение с одним из фразеологизмов. 1) Комар носу не(ни) подточит. 2) Не(ни) свет не(ни) заря. 3) Не(ни) рыба не(ни) мясо. 4) Не(ни) спускать глаз. 5) Палец в рот не(ни) клади. 6) Не(ни) слуху не(ни) духу. 7) Не(ни)початый край 8) Палец о палец не(ни) ударит. 9) Не(ни) то не(ни) сё Позязя :3