Задача: проверить на практике полученные знания
План работы учащегося:
I.Прочитайте данный ниже текст (№45 подготовка к ГИА)
«МОЁ ГЛАВНОЕ СТАРАНИЕ – ИЗОБРЕТАТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ…»
В драме А.Н. Островского «Гроза» есть изобретатель Кулигин. Прототип этого героя – реальный изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он масштабнее, крупнее, умнее своего литературного двойника. Но драматург был абсолютно точен в описании немыслимой интеллектуальной духоты, непробиваемого самодовольного невежества, духовной нищеты тех, от кого зависело будущее его героя.
Читая жизнеописания Кулибина, думаешь: какой же любовью к своему делу, каким терпением и оптимизмом обладал этот человек! Он, часовщик-самоучка, мечтает о массовом производстве и готов отдать в любую мастерскую свои карманные часы в высшей степени оригинальной конструкции. Предлагает царице сделать лифт в Зимнем дворце, удобный, абсолютно безопасный , – не стали делать лифта. Кулибин изобретает самодвижущийся педальный экипаж. Оказалось, никому не нужна его «самокатка». Он предлагает усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей – чертежи кладутся под сукно. А оптический телеграф? Через сорок лет, уже после смерти Кулибина, начинается его строительство по проекту француза Шато, который был хуже кулибинского проекта. Осмеянные, затасканные по чиновничьим папкам, его проекты так и не вошли в жизнь.
Жизнь Кулибина – это пример неизбывного богатства России на таланты. Но жизнь эта – суровое обвинение царскому самодержавию, косности, невежеству, бюрократизму. А люди знают и помнят о русском самородке. Помнят уже два столетия и не забудут долго…
II.Определите:
1) тему и идею текста;
2)стиль;
3)найдите художественные средства образности: эпитеты, метафоры. (приведите по 2 примера к каждому);
4)выделите особенности лексики: встречаются ли термины, иноязычные слова, авторские слова, устаревшие, фразеологизмы (проиллюстрируйте примерами)
5)найдите и выпишите из текста предложение с причастным оборотом, подчеркните его как член предложения;
6) найдите и выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом, подчеркните его как член предложения;
7)разберите по составу слова: самокатка, немыслимый, русский, самородок, духовный, карманные, жизнеописания;
8) сделайте синтаксический разбор любого предложения из текста.