Зад-1 Прочитай отрывок из статьи Ахмета Байтурсунова «Главный поэт казахов» и выполни задания. В 1903 году мне попалась в руки тетрадь со стихами Абая. Начал читать, пишет совершенно иначе, чем другие акыны, и слова у него звучат иначе и наполнены новым смыслом, что в первое время не покидает ощущение непривычности. Каждое слово у него наполнено глубокой мыслью и содержанием. Если человек раньше не слышал стихов Абая и начнет читать быстро, то многого не поймет и упустит глубину содержания. Чтобы понять некоторые слова, надо иметь привычку вникать глубже в значение слова, иначе хоть сотни раз перечитывай, но пока кто-то не растолкует со стороны, не поймешь глубины слова и мысли. Поэтому слова Абая действительно нелегки для понимания и осмысления, Однако это происходит не от того, что Абай не умел высказать мысль, а вследствие неподготовленности самого читателя восприятию глубоких мыслей. Выходит, вина не в писателе, а в читателе. О чем бы ни писал Абай, он проникает в самую глубину, раскрывая внутренние и внешние свойства. А так как он пишет с глубоким знанием предмета разговора, то написанное им является как бы испытанием на знания и зрелость читателя. Если читатель анализирует слово, то это слово экзаменует самого читателя. Слово Абая стоит обособленно от слов других современных поэтов и звучит гораздо значимее. И эта обособленность и значимость были характерны не только слову, но и самой личности Абая. О том, каким был Абай, мы знаем со слов его современников. Безусловно, живи Абай в наши времена, быть бы ему одним из ведущих биев Алаша, Он был противником власти богатства и был сторонником власти ума и знаний. Он шел к народу со знаниями, но те предпочитали богатства скота. «Разве может скот быть важнее знаний?» -восклицал Абай и вступил в партию, отдавая ей свои знания. Но борьба за власть, счастью казахов, не ослепила его и оставила для более важного дела жизни. В восьмидесятых годах века судьба свела его с ссыльным Михаэлисом, человеком широчайших знаний, и Гроссом, приехавшим в Степь записывать казахские народные сказания, обряды и традиции. Они были частьми гостями в доме Абая и сразу приметили в нем незаурядную личность. Именно они навели Абая на мысль, что на свете есть более значимые дела, чем стремление стать волостным. Они познакомили Абая с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Салтыкова, Достоевского, Белинского, Добролюбова, Писарева, давали читать их книги. Они дали понять, что поэты Пушкин, Лермонтов, Некрасов оставили о себе большую память и почитаемей любых биев и правителей. Благодаря им Абай понял, что у просвещенных народов искусство сочинения стихов и прозы является самым уважаемым делом. Он пришел к заключению, что занятия акынов кажутся несерьезными в глазах народа из-за того, что поэзия и акыны не затребованы жизнью, а свой дар степные акыны растрачивают зря, не по назначению, сводя к пустому восхвалению сильных и богатых мира сего, дабы получить их милости. И он решил посвятить себя истинной поэзии. 1.Какое ощущение после чтения Абая не покидало автора в первое время ? Ощущение растерянности и непонимания Ощущение неподготовленности Ощущение непривычности Зад-2 [В 1903 году мне попалась в руки тетрадь со стихами Абая.] Начал читать, пишет совершенно иначе, чем другие акыны, и слова у него звучат иначе и наполнены новым смыслом, что в первое время не покидает ощущение непривычности. Каждое слово у него наполнено глубокой мыслью и содержанием. 2. Какая информация выделена жирным шрифтом? в скобках основная детальная скрытая Зад-3 "...это слово экзаменует самого читателя". 3.Расшифруй значение скрытой информации в данном предложении. Проверять, как человек понял смысл слова. Подвергать экамену, проверить знания и навыки. Пройти испытание судьбой.