Язык - сокровищница культуры Язык возникает на определённой стадии человечества, а затем сам становится важным фактором, влияющим на развитие общества.
Язык воплощает в себе историю, культуру народа. Выступая в качестве сокровищницы культуры, он познанию мира, хранению и передаче информации от поколения к поколению.
Национально-культурный компонент присущ единицам всех уровней языка, но в одинаковой степени он проявляется в лексике, фразеологии, тексте. Национально-культурный компо-нент значения языковых единиц - важнейший аспект изучения русского языка как родного и как языка межнационального общения. Этот подход к изучению языка связан с понятиями «языковая картина мира» и «языковая личность».
Картина мира (знание человека о мире) – это фундаментальное понятие. Формирование картины мира у человека невозможно без языка, так как язык - носитель социальной памяти народа, всей суммы его знаний.
Языковая картина мира - это особенности культуры данного народа, его психологическое своеобразие, отразившиеся в языке.
Что увидел народ в предмете, как он его назвал, каким символическим значением наделил? Примером может служить название одного и того же весеннего цветка: подснежник (в русском) символизирует место роста – под снегом; снежный колокольчик (в немецком) содержит в себе признак по форме; снежная стрела (во французском) указывает на быстроту роста.
В языковой картине мира выделяются: индивидуальное (опыт человека, его знания о мире), социальное (общие знания, опыт какого-то сообщества, коллектива людей, например, специалистов, учащихся), национальное (фонд культуры) и общечеловеческое (накопленные человечеством знания и ценности).
Задания к тексту:
1.ответьте на вопросы:
Как вы понимаете предложение: «Язык – сокровищница культуры»?
Что является важнейшим аспектом изучения русского языка как родного и как языка межнационального общения?
Возможно ли формирование картины мира у человека без языка?
2.Определите проблему текста, сформулируйте и запишите ее.
3.Пользуясь текстом, объясните значения словосочетаний: национально-культурный компонент, картина мира, языковая картина мира.
4.Составьте план текста.
5.Используя содержание, проведенную беседу по проблемам текста и план, подготовьте пересказ текста.