Я умоляю Сочинительные и подчинительные союзы
А-1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя подходящие по смыслу союзы. Укажите разряд союза, его происхождение (производный или непроизводный) и состав или составной). Составьте схемы данных предложений.
1. Ушло тепло с полей __ стаю журавлей ведет вожак в заморский край зеленый. 2. Тимур с шумом захлопнул дверь __ вела к дяде. 3. Хвойные деревья называются (вечно)зелеными __ они на зиму (не)сбрас_вают свою хвою. 4. Солнце уже скрылось за морем __ Натка спустилась к площадк_.
А-2. Спишите, вставляя нужные союзы и давая им полную характеристику. Составьте схемы полученных предложений.
1. Родились __ выр_сли снежинки высоко над землей. 2. Гаврик хорошо знал __ делает. 3. Целый день трудился и пел жаворонок __ радовались полевые звери и птиц_ __ веселей работалось людям. 4. Петька (не)выходил к Васьк_ __ разыскивал его с самого утра. 5. Тимур спал __ Рита тронула его за плеч_.
А-3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу союзы, укажите их разряд и признаки.
ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЛИ
Иногда идеш_ по лесу и вдруг увид_ш_ __ лежит среди деревьев огромный обломок гранита. Оброс он мхом. Вокруг него (сто)летние деревья стоят. Как он сюда попал? Кому надо было пр_таскивать в лес эту огромнейшую глыбу? Да и как она могла проле_ть сквозь дремучую чащу леса?
Кто зна_т азбуку пр_роды тот скажет __ этот валун пр_несли сюда (не)люди а льды. В глубокой древности эти льды ползли с холодного севера. Они облам_вали скалы __ заб_рали с собой обломки. Было это очень д_вно __ (н_)какого леса здесь (не)было. Деревья потом уже выр_сли.
__ выучить азбуку пр_роды надо с самых малых лет бродить по лесам и полям __ ко всему пр_сматриваться и пр_слушиваться.