Я изучал осень упорно и долго. Для того, что(бы) УВИДЕТЬ что(нибудь) (по)настоящему, надо убедить себя, что ты вид..ш.. это (в)первые в жизни. Так было и с осенью1. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это пом..гло мне пристальнее всм..треться в неё, и увид..ть многое, чего я (не)вид..л раньше, когда осени прох..дили, (не)ост..вляя (ни)какого сл..да, кроме памяти о слякот.. и МОКРЫХ м..сковских крышах.
Я узнал, что осень см..шала все чистые краски, какие существуют на земле, и нан..сла их как на холст, на д..лёкие земли и неба.
Я вид..л листву (не)только з..лотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, ч..рную, серую и поч?ти белую. Краски к..зались особе(н,нн)о мягкими из(за) осен(н,нн)ей мглы, (не)подвижно2 в..севшей в воздухе. А когда шли д..жди, мягкость красок см..нялась блеском.4 Небо, покрытое облаками, всё(же) д..вало достаточно света, что(бы) мокрые леса могли заг..ра(т,ть)ся (в)дали, как БОГРЯННЫЕ пожары.
В с..сновых чащах др..жали от холода берёзы, осыпа(н,нн)ые сусальной поз..лотой. Эхо от ударов топора, д..лёкое ауканье баб и ветер от крыльев прол..тевшей2 птицы стряхивали эту листву. Деревья нач..нали ж..лтеть (с)низу: я видел осины красные (в)низу и совсем ещ.. з..лёные на в..рхушках
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Докажите, что перед вами текст:
1. Определить тему. Указать его основную мысль.
Озаглавить отрывок.
Определить стиль, указать признаки.
Каким типом речи является данный отрывок (повествование, описание, рассуждение)?
Каковы связи между предложениями? Указать средства связи?
Найти в тексте выразительные средства, которые использует автор.
Объяснить значения подчёркнутых слов.
Подобрать к выделенным словам синонимы, антонимы.
Провести фонетический разбор слова осенью.
Разобрать по составу слова, указать их образования: прол..тевшей, (не)подвижно.
Основная мысль: Автор изучал осень и уверен, что каждую осень нужно рассматривать как первую и последнюю в жизни, чтобы можно было увидеть все ее краски и особенности.
Озаглавление отрывка: "Осень - настоящая картина природы".
Стиль текста: Описание.
Тип речи: Описание.
Связи между предложениями: В тексте можно выделить следующие связи:
- Порядковая (перечисление): "Я вид..л листву (не)только з..лотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, ч..рную, серую и поч?ти белую."
- Союзные (позволяют выражать взаимосвязь и зависимость между предложениями): "Деревья нач..нали ж..лтеть (с)низу: я видел осины красные (в)низу и совсем ещ.. з..лёные на в..рхушках."
Выразительные средства, использованные автором:
- Яркие эпитеты: "сл..ды", "мягкими", "МОКРЫХ", "БОГРЯННЫЕ", "сусальной поз..лотой".
- Метафоры: "пожары", "листвы".
- Сравнения: "как на холст, на д..лёкие земли и неба".
- Олицетворения: "осень см..шала все чистые краски", "что(бы) мокрые леса могли заг..ра(т,ть)ся (в)дали".
- Градация: "з..лотую и пурпурную, алую, фиолетовую, коричневую, ч..рную, серую и поч?ти белую".
Значения подчеркнутых слов:
- Пом..гло: Помогло.
- Всм..треться: Всматриваться.
- Вид..ть: Видеть.
- Не вид..ть: Не видеть.
- Ост..вляя: Оставляя.
- См..нялась: Сменялась.
- Д..вало: Давало.
- Заг..ра(т,ть)ся: Загораться.
Синонимы и антонимы к выделенным словам:
- Взглянуть, разглядеть: вид..ть - увидеть.
- Оставить, сохранить: ост..вляя - бережно храня.
- Сменяться: см..нялась - заменялась.
- Гореть, светиться: заг..ра(т,ть)ся - сверкать.
Фонетический разбор слова "осенью":
- Осенью: /a-sʲe-nʲu/ - [а-се́-нью].
Разбор слов по составу и указание их образования:
- Прол..тевшей: про-/лет/-евшей - приставка "про-", корень "лет", суффикс "-евшей" (производное).
- (Не)подвижно: (не)-/подвижно - приставка "не-", корень "подвиж", суффикс "-но" (производное).