Взнаменитом некрасовском стихотворении есть фраза: «отечества достойный сын». достойный! сыновьями , а достойными ста-новятся. и, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жиз-нью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.можешь ли ты сейчас, ещё будучи учеником, проявить гражданствен-ность? да, можешь. простая ситуация: объявлен лыжный кросс, во вре-мя которого твоя школа будет соревноваться с соседними. проверь себя: почему ты участвуешь в соревнованиях и с каким настроением? потому ли, что боишься быть наказанным или, скажем, получишь неодобрение товарищей, или потому что осознаёшь значение своего участия, живёшь по правилу: «если не я, то кто же? »вот эта формула «если не я, то кто же? », может быть, и есть та лакму-совая бумажка, которая определить степень твоей гражданской зрелости. если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под пред-логом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грамма граждан-ственности.тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя вино-ватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. он обя-зательно испытывает ощущение виноватого оттого, что школьный вечер или поход никого не волнует, на вечере скучно, а поход оказался неподго-товленным. следующий шаг гражданственности — это не пассивное недо-вольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие. не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и содержательной, на-ладит отношения между , а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишённым чего-то, ущемлённым. совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой жизни даёт ему острое ощу-щение счастья. выпишите сложноподчинённые предложения. определите главные и придаточные части.