Выполняем самостоятельную работу по карточкамКарточка1. Задание 1. Прочитайте текст. Выпишите из текста синонимы, антонимы, паронимы..
Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.
1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).
Задание 2. Выделите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
1. Правой рукой строит, а левой разрушает.
2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.
6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.
Карточка 2.
Задание 1. Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?
1. Хороша веревка длинная, а речь короткая. 2. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. 3. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 4. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон). 5. Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний). 6. Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко). 7. Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг). 8. Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).
Задание 2.. Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. ответ запишите.
1. Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете). 2. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем. 3. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой). 4. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 5. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский). 6. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).7. Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер). 8. У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).

Vanomasssss Vanomasssss    3   16.10.2020 05:14    185

Ответы
Кристина1081567 Кристина1081567  26.12.2023 13:51
Добрый день, уважаемый школьник! Спасибо за ваш вопрос. Мы с удовольствием поможем вам выполнить данное задание.

Карточка 1. Задание 1.

1) В данном предложении синонимы могут быть слова "страшно" и "ужасно". Оба эти слова усиливают экспрессивность высказывания, подчеркивая серьезное воздействие музыки на человека. Синонимы в данном предложении являются частью речи "наречия".

2) В этом предложении синонимами могут быть слова "неясность" и "путаница". Оба они служат для уточнения и подчеркивают отсутствие определенной цели. Стилистическая функция синонимов в данном случае заключается в уточнении и обогащении смысла фразы. Синонимы в данном предложении являются частью речи "существительные".

3) В данном предложении синонимами могут быть слова "положительный" и "практический". Они также служат для уточнения и дополнения характера Хоря. Стилистическая функция синонимов в данном случае заключается в создании более полного и живого образа Хоря. Синонимы в данном предложении являются частью речи "прилагательные".

4) В этом предложении синонимами могут быть слова "бесхарактерными" и "безвольными". Они также служат для уточнения и подчеркивают отсутствие характерных черт у интеллигентов. Стилистическая функция синонимов в данном случае заключается в подчеркивании отрицательного отношения к изображаемым литераторами персонажам. Синонимы в данном предложении являются частью речи "прилагательные".

5) В данном предложении синонимами могут быть слова "старый" и "дряхлый". Оба они служат для уточнения и создания образа старого швейцара. Стилистическая функция синонимов в данном случае заключается в создании более полного и живого описания персонажа. Синонимы в данном предложении являются частью речи "прилагательные".

Карточка 1. Задание 2.

1) Антонимы в данной пословице: строит - разрушает. Пословица говорит о том, что человек может одновременно создавать и разрушать, в зависимости от своих действий. Я понимаю эту пословицу как напоминание о важности использования своих сил и возможностей для положительных целей.

2) В данной пословице антонимы: велик - мал. Эта пословица говорит о том, что для лодырилы (человека, который бездельничает) важной является день, когда можно ничего не делать, а для трудолюбивого человека даже небольшой день является значимым для достижения результатов. Я согласен с этим утверждением, так как постоянное стремление к достижению целей помогает развиваться и расти.

3) В данной пословице антонимы: ученье - неученье. Пословица говорит о том, что образование и знания открывают человеку новые горизонты и делают его светлым, просвещенным. Я полностью согласен с этим утверждением, так как изучение новых вещей дает нам возможность лучше понимать мир и развиваться как личность.

4) В данной пословице антонимы: знать - спать. Пословица говорит о том, что для того, чтобы узнать больше, расширять свои знания, нужно больше времени уделять обучению и изучению, а не тратить его на сон. Я согласен с этим утверждением, так как только усилиями и стремлением к знаниям можно достичь успеха.

5) В данной пословице антонимы: горек - сладок. Пословица говорит о том, что пути к достижению целей и знаний могут быть трудными и неприятными, но результаты и удовлетворение от них очень сладки. Я согласен с этим утверждением, так как часто приходится преодолевать трудности, но они становятся незначительными по сравнению с радостью от достижения своей цели.

6) В данной пословице антонимы: колос - пустой. Пословица говорит о том, что успешность и результаты зависят от усилий и работы, которую мы вкладываем. Пустые же слова и отсутствие действий не приведут к желаемому результату. Я полностью согласен с этим утверждением, так как только действия и усилия помогают нам идти к успеху.

Карточка 2. Задание 1.

1) Антонимы в данном крылатом выражении: хорошая - короткая. Антонимы в данном выражении создают контраст и делают высказывание более выразительным. Стилистическая функция антонимов в данном случае заключается в усилении эмоционального воздействия на слушателя. Своеобразной темой объединения представленных крылатых выражений в данном случае может быть подчеркивание важности точности и ясности высказывания.

2) В данном крылатом выражении антонимы: знает - не знает. Эти антонимы также создают контраст и подчеркивают, что знание чужих языков позволяет человеку быть образованным и разносторонне развитым. Стилистическая функция антонимов в данном случае заключается в подчеркивании важности знания языков. Я согласен с утверждением, так как знание других языков открывает множество возможностей и способствует общению с людьми из разных культур.

3) Антонимы в данном выражении: страшнее - опасаешься. Антонимы в данном выражении создают контраст и подчеркивают, что трусливый друг может быть более опасным, чем враг, так как дружба и надежность между людьми важнее, чем простое наличие врага. Стилистическая функция антонимов в данном случае заключается в подчеркивании драматического и эмоционального аспектов высказывания. Я согласен с этим утверждением, так как дружба и надежность важны в жизни, а недостаток этих качеств в дружеских отношениях может привести к большему разочарованию, чем отношения с врагом.

4) В данном выражении антонимы: новых - старых. Антонимы в данном выражении создают контраст и подчеркивают, что важно помнить и уважать своих старых друзей, не забывая о них при заводе новых дружеских отношений. Стилистическая функция антонимов в данном случае заключается в усилении эмоционального выражения и подчеркивании значимости дружеских отношений. Я полностью согласен с этим утверждением, так как наши старые друзья помогают нам расти и развиваться, и мы не должны их забывать.

5) Антонимы в данном выражении: идет вперед - идет назад. А
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык