Выполните , данные после текста:
у одной избы столпились казаки(подчеркнутое слово), что-то делая. из середины толпы(подчеркнутое слово) послышался страшный крик. петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное(выделено жирным) , с трясущеюся нижнею челюстью(подчеркнутое слово) лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– …. наши…– прокричал петя и, дав поводья(подчеркнутое слово), (выделено жирным) разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
впереди слышны были выстрелы(выделено жирным) . казаки, гусары и оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги(подчеркнутое слово), все громко и нескладно кричали что-то. молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели(подчеркнутое слово) отбивался(выделено жирным) штыком от гусаров(подчеркнутое слово). когда петя подскакал, француз уже упал(выделено жирным) . опять опоздал, мелькнуло в голове пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы(подчеркнутое слово). выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с долоховым. французы засели там за плетнем(выделено жирным) в густом, заросшем кустами(подчеркнутое слово) саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. подъезжая к воротам, петя в пороховом дыму увидал долохова, с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что-то людям. «в объезд! (подчеркнутое слово) пехоту подождать! » – кричал он, в то время как петя подъехал к нему.
(«война и мир» л.н.толстой)
1. пользуясь толковым словарем, определите, однозначным либо многозначным являются выделенные жирным шрифтом слова. значение одного из слов выпишите в тетрадь.
2. найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении; выпишите их вместе с зависимым словом (достаточно 3 словосочетания).
составьте с этими словами предложения так, чтоб они были употреблены в прямом значении.
3. подберите синонимы к словам: столпиться, красный, дорога
4. выберите в тексте одно наречие, одно прилагательное, один глагол; подберите к ним антонимы.
5. определите, есть ли в тексте омонимы, омофоны, омоформы, омографы. выпишите их, если таковые имеются.
6. выпишите из текста подчеркнутые слова, дифференцируя на группы в зависимости от происхождения.
7. дайте определение понятию «».
выпишите из текста устаревшую лексику, указав тип каждого слова.
8. произведите лексический анализ одного из слов по выбору
по схеме:
схема лексического разбора слова:
1. определите лексическое значение слова в контексте.
2. если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём языка).
3. установите тип лексического значения в данном контексте:
а) прямое; б) переносное.
4. если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. подберите антонимическую пару к данному слову.
7. определите, является данное слово исконно или заимствовано из другого языка.
8. установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. определите, является ли слово устаревшим.
10. укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.