Выпишите из текста сложносочиненные предложения. Выделите части предложения и отметьте их границы знаком //. Назовите средства синтаксической связи, определите значения сочинительных союзов. Начертите схемы сложносочиненных предложений. Каковы типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске?
Безлюдный корабль стремился куда-то в океанской ночи. Чернели силуэты надпалубных сооружений, кругом было темно. Но вот я увидел большую оранжевую луну.
Океан тускло мерцал в ее прозрачном ядовитом свете. Громадные неисчислимые валы лениво и мощно катились из мрачной дали и качали корабль. Сейчас он был совершенно пустынным. Словно летучий голландец, несся он по темным безбрежным океанским стихиям. Было в нем что-то загадочное, непонятное: нигде нет людей. А он, этот железный гигант, раздвигая пучины, идет и идет в темноте. Горело лишь несколько сигнальных огней, да на мачтах крутились антенны. Кругом была ночь, исчезла даже луна, кругом властвовала демоническая стихия, а пустынный крейсер шел и шел, стремился куда-то, летел по неведомому курсу. Что-то рокотало, гудело, свистело, и все было таинственно, непонятно: и ночь, и грозная безбрежная эта вода, и этот безлюдный, несущийся в темноте гигант.
1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ предложение:
[Иногда тянулись(═) по обеим сторонам дороги безлюдные поля,
|овеянные морском воздухом|], или [попадалАсь(═) навстречу пара волов в ярме, |влачивших тяжелую повозку на скрипучих колесах в сопровождении поселян в широкополых войлочных шляпах|].
[═ —, |п.о.|], или [═ —, |п.о.|].
*|п.о.| - обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
2. Средство синтаксической связи в сложносоч. предл.:
сочинительный разделительный союз ИЛИ.
3. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ предложений
среди представленных НЕТ.
(1 – сложносочиненное;
2 и 3 – простые. 3-е осложнено обособленными
обстоятельствами и обособленными определениями)
4. Тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске:
все повествовательные, невосклицательные.