Выберите пять предложений. Составьте схемы этих предложений, вставьте пропущенные запятые. Произведите синтаксический разбор 1) Пёстрыми хлопьями копились в небе облака и по долине лениво ползли тени. 2) Пол неба закрывала чёрная туча но солнце ещё светило. 3) Вы живёте весело а я скучаю. 4) Солнце уже спряталось и ночные тени протянулись вдоль дорог. 5) Сверкали молнии а дождь усиливался. 6) В саду хрустнула ветка а в роще снова загудела выпь. 7) Догорал костёр над рекою повис туман. 8) На востоке восходит луна зажигаются первые звёздочки. 9) Веют холодные ветры качаются ветви берёз. 10)Стояли ясные дни птицы готовились к отлёту.
Схема: Пёстрыми хлопьями копились в небе облака [глагол] и [союз] [образующий дополнение] ползли тени [сказуемое].
Обоснование: В предложении есть два грамматических подлежащих, образующих сказуемые в разных временах. Чтобы сделать предложение более логичным и понятным, необходимо поставить запятую после "и".
2) Пол неба закрывала чёрная туча, но солнце ещё светило.
Схема: Пол неба закрывала чёрная туча, [но] солнце ещё светило.
Обоснование: В предложении есть две противопоставленные части, выраженные словами "но" и "ещё". Чтобы понять, что солнце светило, несмотря на чёрную тучу, необходимо поставить запятую после "туча".
3) Вы живёте весело, а я скучаю.
Схема: Вы живёте весело, [а] я скучаю.
Обоснование: В предложении есть две противопоставленные части, выраженные союзом "а". Чтобы указать на эту противопоставленность, необходимо поставить запятую после "весело".
4) Солнце уже спряталось, и ночные тени протянулись вдоль дорог.
Схема: Солнце уже спряталось, [и] ночные тени протянулись вдоль дорог.
Обоснование: В предложении есть две части, выраженные союзом "и". Чтобы показать, что эти части равноправны друг другу, необходимо поставить запятую после "спряталось".
5) Сверкали молнии, а дождь усиливался.
Схема: Сверкали молнии, [а] дождь усиливался.
Обоснование: В предложении есть две противопоставленные части, выраженные союзом "а". Чтобы показать противопоставленность этих частей, необходимо поставить запятую после "молнии".
6) В саду хрустнула ветка, а в роще снова загудела выпь.
Схема: В саду хрустнула ветка, [а] в роще снова загудела выпь.
Обоснование: В предложении есть две противопоставленные части, выраженные союзом "а". Чтобы указать на смысловую противопоставленность, необходимо поставить запятую после "ветка".
7) Догорал костёр, над рекою повис туман.
Схема: Догорал костёр, [над рекою] повис туман.
Обоснование: В предложении есть две различные обстоятельства - "над рекою" и "догорал костёр". Чтобы ясно указать на это разделение, необходимо поставить запятую после "костёр".
8) На востоке восходит луна, зажигаются первые звёздочки.
Схема: На востоке восходит луна, [зажигаются первые звёздочки].
Обоснование: В предложении нет союзов или разделительных частиц, поэтому запятую ставить не нужно.
9) Веют холодные ветры, качаются ветви берёз.
Схема: Веют холодные ветры, [качаются ветви берёз].
Обоснование: В предложении нет союзов или разделительных частиц, поэтому запятую ставить не нужно.
10) Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.
Схема: Стояли ясные дни, [птицы готовились к отлёту].
Обоснование: В предложении нет союзов или разделительных частиц, поэтому запятую ставить не нужно.