Выберите правильное определение.
Аргументы — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.
Аргументы — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, всё, что может подтвердить тезис.
1. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа.
Тезис: Безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.
Фрагменты сочинений:
1) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».
2) В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Му му, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.
3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» — он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томп- сона каждая особь живой природы — это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.
3. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса.
Тезис: Знание, не подкреплённое любовью и человечностью, может быть опасно.
Фрагменты сочинений:
1) История знает множество примеров того, что величайшие научные открытия использовались против человечества. Люди придумали порох, динамит, ядерное, химическое и бактериологическое оружие. Тысячи учёных по всему миру до сих пор изобретают новые изощрённые средства для массового уничтожения людей. К сожалению, не все учёные задумываются об ответственности перед человечеством за свои открытия.
2) Обратимся к профессии врача. Хороший врач знает почти всё о строении человеческого тела и поэтому может вылечить, облегчить страдания, то есть использовать свои знания в соответствии с клятвой Гиппократа ( «Не навреди!» ). Однако во время Второй мировой войны в немецких концентрационных лагерях именно врачи проводили бесчеловечные эксперименты над заключёнными (в том числе женщинами и детьми), становились настоящими изуверами и палачами. Таким образом, любое знание может быть опасно, если им владеют люди, лишённые чести и совести.
3) Можно вспомнить повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце». Благие намерения Преображенского найти омоложения человека оборачиваются трагедией. В результате операции милейший пёс превращается в грубое, неразвитое, самонадеянное и наглое человеческое существо — Полиграфа Полиграфовича. Так, Булгаков высмеивает миф о рождении нового советского человека и вновь доказывает, что только постепенное развитие — эволюция — может разрешить основные противоречия в жизни общества.