Географические карты — источник информации. Изучение географии трудно представить без географических карт, которые, как упоминалось, отличаются друг от друга не только масштабом, но и содержанием. Работа с картой развитию навыков сравнительного анализа и обобщению исходной информации.
Классификация географических карт. Географические карты не только многочисленны, но и разнообразны. Географические карты предназначены для обучения, учета и хранения информации.
По четырем основным признакам — размеру изображаемой территории, масштабу, содержанию и цели — географические карты делятся на отдельные группы, или типы.
В зависимости от размеров изображаемой территории карты делятся на карты мира и полушарий, материков и океанов, а также их отдельных частей. Кроме того, есть карты отдельных государств и более мелких административно-политических образований (областей, районов и т. д.).
Согласно масштабу, географические карты делятся на:
крупномасштабные — масштаб от 1 : 10000 до 1 : 200000;
среднемасштабные — масштаб от 1 : 200000 до 1 : 1000000;
мелкомасштабные — масштаб от 1 000 000 и мельче.
При составлении плана местности используется масштаб 1 : 5000 и крупнее.
В учебнике и атласах для 6 класса помещены карты мелкого масштаба. Эти карты содержат лишь общие физико-географические сведения.
По содержанию карты делятся на общегеографические и тематические?.
Общегеографические карты содержат сведения о географическом ландшафте, т. е. о рельефе, поверхностных водах, растительности, населенных пунктах, дорогах, границах и т.д.
Тематические карты содержат сведения главным образом о том или ином компоненте природы или природном комплексе. Примером тематических карт служат карты растительности, природных зон, климата и т. д.
Некоторые тематические карты содержат сведения не об одном или двух элементах природы, а о целом ряде их. Карты, в которых содержатся сведения о нескольких разных, но взаимосвязанных компонентах или явлениях, называются комплексными картами. Примером комплексных карт служат карты материков, где одновременно могут быть указаны рельеф, полезные ископаемые, растительность, государства, большие и малые города и другие сведения.
Масштаб, содержание и красочное оформление географической карты зависят от ее назначения. В этом можно убедиться, сопоставив разномасштабные и разнообразные тематические карты одной и той же территории. В зависимости от цели карты делятся на учебные, научные, туристические, рекламные и т.д.
Характеристика и классификация географических атласов. Под географическим атласом понимают системный сборник географических карт, назначение которых подчинено одной общей цели.
Автором первого географического атласа является древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (II век до н. э.). Термин «атлас» ввел в обиход знаменитый картограф Меркатор (1512-1594).
Школьный географический атлас — важное картографическое пособие, которым следует пользоваться при изучении учебного материала и при выполнении самостоятельных заданий.
Географический глобус. Глобус — это уменьшенная модель земного шара, на которой в отличие от географических карт более точно и наглядно изображены материки, острова, океаны и моря. Расположение материков и океанов на глобусе более достоверно. Это объясняется тем, что глобус повторяет трехмерное пространство Земли, чего нельзя сказать о географических картах.
Учебные глобусы, как правило, изготавливаются в масштабах:
Взяв за основу представление древнегреческого ученого Пифагора (VI век до н. э.) о шарообразном строении Земли, другой древнегреческий ученый — Кратес (II век до н. э.) создал первый глобус.
Абу Райхан Беруни (973—1048) первым из среднеазиатских ученых создал глобус северного полушария.
Более совершенный глобус был создан в 1492 году немецким ученым Мартином Бехаймом. На глобусе Мартина Бехайма не нашлось места американскому континенту, Австралии и Антарктиде.
Глобус, изготовленный в 1886 году Ходжой Юсуфом Хайяти, хранится в Самаркандском историческом музее культуры и искусства.
Уникальный глобус, созданный И. Ошевым под руководством X. Хасанова, хранится на географическом факультете Национального университета в Ташкенте.
Существует несколько типов глобусов: школьный, глобус рельефа и глобус небесных тел.
Географические карты — источник информации. Изучение географии трудно представить без географических карт, которые, как упоминалось, отличаются друг от друга не только масштабом, но и содержанием. Работа с картой развитию навыков сравнительного анализа и обобщению исходной информации.
Классификация географических карт. Географические карты не только многочисленны, но и разнообразны. Географические карты предназначены для обучения, учета и хранения информации.
По четырем основным признакам — размеру изображаемой территории, масштабу, содержанию и цели — географические карты делятся на отдельные группы, или типы.
В зависимости от размеров изображаемой территории карты делятся на карты мира и полушарий, материков и океанов, а также их отдельных частей. Кроме того, есть карты отдельных государств и более мелких административно-политических образований (областей, районов и т. д.).
Согласно масштабу, географические карты делятся на:
крупномасштабные — масштаб от 1 : 10000 до 1 : 200000;
среднемасштабные — масштаб от 1 : 200000 до 1 : 1000000;
мелкомасштабные — масштаб от 1 000 000 и мельче.
При составлении плана местности используется масштаб 1 : 5000 и крупнее.
В учебнике и атласах для 6 класса помещены карты мелкого масштаба. Эти карты содержат лишь общие физико-географические сведения.
По содержанию карты делятся на общегеографические и тематические?.
Общегеографические карты содержат сведения о географическом ландшафте, т. е. о рельефе, поверхностных водах, растительности, населенных пунктах, дорогах, границах и т.д.
Тематические карты содержат сведения главным образом о том или ином компоненте природы или природном комплексе. Примером тематических карт служат карты растительности, природных зон, климата и т. д.
Некоторые тематические карты содержат сведения не об одном или двух элементах природы, а о целом ряде их. Карты, в которых содержатся сведения о нескольких разных, но взаимосвязанных компонентах или явлениях, называются комплексными картами. Примером комплексных карт служат карты материков, где одновременно могут быть указаны рельеф, полезные ископаемые, растительность, государства, большие и малые города и другие сведения.
Масштаб, содержание и красочное оформление географической карты зависят от ее назначения. В этом можно убедиться, сопоставив разномасштабные и разнообразные тематические карты одной и той же территории. В зависимости от цели карты делятся на учебные, научные, туристические, рекламные и т.д.
Характеристика и классификация географических атласов. Под географическим атласом понимают системный сборник географических карт, назначение которых подчинено одной общей цели.
Автором первого географического атласа является древнегреческий ученый Клавдий Птолемей (II век до н. э.). Термин «атлас» ввел в обиход знаменитый картограф Меркатор (1512-1594).
Школьный географический атлас — важное картографическое пособие, которым следует пользоваться при изучении учебного материала и при выполнении самостоятельных заданий.
Географический глобус. Глобус — это уменьшенная модель земного шара, на которой в отличие от географических карт более точно и наглядно изображены материки, острова, океаны и моря. Расположение материков и океанов на глобусе более достоверно. Это объясняется тем, что глобус повторяет трехмерное пространство Земли, чего нельзя сказать о географических картах.
Учебные глобусы, как правило, изготавливаются в масштабах:
1 : 83 000 000, 1 : 50 000 000, 1 : 40 000 000, 1 : 30 000 000.
Взяв за основу представление древнегреческого ученого Пифагора (VI век до н. э.) о шарообразном строении Земли, другой древнегреческий ученый — Кратес (II век до н. э.) создал первый глобус.
Абу Райхан Беруни (973—1048) первым из среднеазиатских ученых создал глобус северного полушария.
Более совершенный глобус был создан в 1492 году немецким ученым Мартином Бехаймом. На глобусе Мартина Бехайма не нашлось места американскому континенту, Австралии и Антарктиде.
Глобус, изготовленный в 1886 году Ходжой Юсуфом Хайяти, хранится в Самаркандском историческом музее культуры и искусства.
Уникальный глобус, созданный И. Ошевым под руководством X. Хасанова, хранится на географическом факультете Национального университета в Ташкенте.
Существует несколько типов глобусов: школьный, глобус рельефа и глобус небесных тел.