Вставить цитату и пересказать
михаи́л никола́евич румя́нцев, получив широкую известность, настаивал на том, чтобы его все и всегда называли именно «карандашо́м»: мол, «румя́нцев» – это для . к этой маске знаменитый клоун шёл долго и упорно, оттачивая и шлифуя найденный образ в течение многих лет.
начав свой творческий путь в конце 1920–х годов, он, как и многие начинающие комики, подражал ча́рли ча́плину, но вскоре понял, что на этом далеко не уедешь. впрочем, некоторые ча́плинские черты румянцев сохранил в своем карандаше. для михаила николаевича – человека маленького ростом (не более 157 весьма крепкого – образ укоротившегося от постоянной работы карандаша стал своего рода точкой отсчёта.
карандаш много ездил по стране и везде принимался зрителями с восторгом. иметь аншлаги было для него делом чести: если несколько билетов перед началом представления в кассе всё же оставалось, то он сам их покупал.
жёсткий, требовательный, карандаш порой бывал несправедлив к своим ассистентам. многие из них уходили от него со скандалом. в то же время, если это требовалось, михаил николаевич стоял за них горой. ю́рий нику́лин в книге «почти серьезно» рассказывает о случае, происшедшем в одном из сибирских городов. директор местного цирка, предоставив карандашу и его жене номер–люкс, решил на его . узнав об этом, карандаш вспылил и наотрез отказался участвовать в представлении. мало того, он вместе с учениками остался на ночь в цирке. директор с той поры стал «шёлковым».
артист всю жизнь неустанно трудился, выступая в цирке до самой своей смерти: последний раз карандаш появился на арене за две недели до смерти. имея, казалось бы, четко отработанный репертуар, он постоянно придумывал новые репризы и совершенствовал старые.
"поражала меня работо михаила николаевича. нельзя себе представить карандаша ничего не делающим. только перед вечерними представлениями он позволял себе час отдыха (лежал на диване в гардеробной), а потом три часа с полной отдачей работал на манеже"