ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2020/21гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
РУССКИЙ ЯЗЫК 5-6 КЛАСС
Время выполнения 120 минут
№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка Что и почему он перепутал?
№2. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?
Запишите эти слова.
№3. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?
Запишите правильный вариант.
№4. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
Образуйте словосочетания с данными словами, определите часть речи.
№5. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.
№6. Определите, сколько раз встречается звук в следующем предложении:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.
№8. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?
Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.
Исправьте ошибку.
№9. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.
Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.
№10. Определите члены предложения, подчеркните:
«Там ступа с Бабою-ягой идёт, бредёт сама собой».
Придумайте монолог ступы Бабы-яги.