Из славной плеяды казахских домбристов (кюйши), живших на стыках рубежей двух последних столетий, конечно же своим могучим талантом выделялся Курмангазы Сагырбайулы. Сегодня мы в рамках проекта «Қазақтану», инициированного на ХХVI сессии АНК, знакомим своих читателей с великим наследием этого музыканта. Очень надеемся, что этим самым мы сможем еще больше укрепить единство казахстанцев на основе общего культурного кода и общенационального исторического сознания. Независимо от их этнической принадлежности.
Родившись в Букеевской Орде (Западный Казахстан), этот человек прославился тем, что виртуозно исполнял на домбре свои собственные произведения, неизменно находя в сердцах слушателей самые восторженные отклики. И неспроста. Внимательно прислушиваясь к его кюям, можно почти физически ощутить и топот яростно несущихся коней («Адай»), и гнев, испытываемый к врагам, вторгшимся в родные пределы («Кішкентай»), и широту просторов казахских степей («Сарыарқа»). Мотивы его магической музыки передать и терпкий, еле различимый аромат ранней мяты, проклюнувшейся где-то в пойме реки Жаик, и стойкий пьянящий запах жусана (полыни), изморенного полуденным зноем. Чтобы понять всю эту палитру явлений в природе нужно только благосклонно настроенному слушателю обладать небольшим даром воображения и совсем немного — терпеньем. И уж, конечно же, ни в коем случае не обманывать себя мыслью о том, что домбра — это всего лишь «одна палка — две струны».
С 6 лет Курмангазы был вынужден работать пастухом. Видимо это обстоятельство и позволило ему рано познать все тяготы непростой, порой невыносимой, жизни своих соплеменников, отброшенных по злой иронии истории на самые глухие задворки мировой цивилизации. Мальчик не хотел мириться с этой незавидной участью, уготованной для его бедного, загнанного в дремучее средневековье, народа. Он искренне верил, что казахская земля еще не оскудела на великих людей — глубоких мыслителей, бунтарей, не желающих выглядеть убогими, поэтов и музыкантов зажечь сердца своими пламенными стихами и мелодиями. Юный Курмангазы к тому времени еще не знал, что одним из таковых является он сам — именно ему было предначертано судьбой сыграть выдающуюся роль в развитии музыкально-исполнительской культуры казахов.
В становлении Курмангазы как величайшего домбриста-импровизатора исследователи видят, прежде всего, его мать — только Алқа (кстати, сама неплохая домбристка) могла привить сыну непреходящую любовь к музыке.
Немаловажную роль в жизни будущего кюйши сыграл и знаменитый тогда в Степи домбрист Ұзақ. Это он первым заметил в юноше особый музыкальный дар от природы и предсказал ему блестящую перспективу. Время показало, что Ұзақ не ошибался — именно так все и произошло: уже в 18 лет многие жители аулов Букеевской Орды знали Курмангазы как талантливого исполнителя домбрового жанра и с нетерпением ждали его приезда.
Как известно, ближе к середине ХIХ-го века запад Казахстана охватила волна народного восстания против засилья русского царя, колониальная политика которого «разделяй и властвуй» (не без конечно же, местной казахской знати) к тому времени достигла своего апогея. Симпатии Курмангазы, разумеется, были на стороне повстанцев — его кюй «Кішкентай» был посвящен этому событию. Строго выверенные, порой суровые (до низких тонов), нотки этого произведения глубоко поражают слушателя и недвусмысленно напоминают об извечной устремленности казахского народа к свободе и подлинной независимости. Не секрет, что данным кюем великий домбрист еще и отдает дань уважения выдающемуся предводителю этого восстания Исатаю Тайманову и его легендарному названному брату — поэту-бунтарю Махамбету Утемисову. Это не всем нравится, некоторым — особенно, местным сатрапам и баям различных мастей, ловко примазавшимся к всесильным представителям царской губернской администрации. И на Курмангазы начинаются гонения. Его заключают в тюрьмы Оренбурга, Уральска и даже ссылают в Сибирь — в далекий Иркутск.
О трудной, но полной творчества жизни легендарного казахского музыканта нынешнее поколение в основном узнало из народной молвы, из воспоминаний переживших его единокровных современников. Но значительную лепту в это дело привнесли и представители передовой русской культуры — историки, этнографы, филологи. Оказавшись в Казахстане, эти люди живо интересовались языком, традициями и обычаями местных жителей, с не меньшим рвением предавались изучению их самобытного национального искусства, знакомились с выдающимися личностями, которыми всегда была богата Степь. Очевидно, такая тесная форма общения позволила русскому поэту и журналисту Никите Савичеву отозваться о Курмангазы, как о человеке редкой музыкальной исключительности. И еще он сокрушался: «Получи Сагырбаев европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…».
Из славной плеяды казахских домбристов (кюйши), живших на стыках рубежей двух последних столетий, конечно же своим могучим талантом выделялся Курмангазы Сагырбайулы. Сегодня мы в рамках проекта «Қазақтану», инициированного на ХХVI сессии АНК, знакомим своих читателей с великим наследием этого музыканта. Очень надеемся, что этим самым мы сможем еще больше укрепить единство казахстанцев на основе общего культурного кода и общенационального исторического сознания. Независимо от их этнической принадлежности.
Родившись в Букеевской Орде (Западный Казахстан), этот человек прославился тем, что виртуозно исполнял на домбре свои собственные произведения, неизменно находя в сердцах слушателей самые восторженные отклики. И неспроста. Внимательно прислушиваясь к его кюям, можно почти физически ощутить и топот яростно несущихся коней («Адай»), и гнев, испытываемый к врагам, вторгшимся в родные пределы («Кішкентай»), и широту просторов казахских степей («Сарыарқа»). Мотивы его магической музыки передать и терпкий, еле различимый аромат ранней мяты, проклюнувшейся где-то в пойме реки Жаик, и стойкий пьянящий запах жусана (полыни), изморенного полуденным зноем. Чтобы понять всю эту палитру явлений в природе нужно только благосклонно настроенному слушателю обладать небольшим даром воображения и совсем немного — терпеньем. И уж, конечно же, ни в коем случае не обманывать себя мыслью о том, что домбра — это всего лишь «одна палка — две струны».
С 6 лет Курмангазы был вынужден работать пастухом. Видимо это обстоятельство и позволило ему рано познать все тяготы непростой, порой невыносимой, жизни своих соплеменников, отброшенных по злой иронии истории на самые глухие задворки мировой цивилизации. Мальчик не хотел мириться с этой незавидной участью, уготованной для его бедного, загнанного в дремучее средневековье, народа. Он искренне верил, что казахская земля еще не оскудела на великих людей — глубоких мыслителей, бунтарей, не желающих выглядеть убогими, поэтов и музыкантов зажечь сердца своими пламенными стихами и мелодиями. Юный Курмангазы к тому времени еще не знал, что одним из таковых является он сам — именно ему было предначертано судьбой сыграть выдающуюся роль в развитии музыкально-исполнительской культуры казахов.
В становлении Курмангазы как величайшего домбриста-импровизатора исследователи видят, прежде всего, его мать — только Алқа (кстати, сама неплохая домбристка) могла привить сыну непреходящую любовь к музыке.
Немаловажную роль в жизни будущего кюйши сыграл и знаменитый тогда в Степи домбрист Ұзақ. Это он первым заметил в юноше особый музыкальный дар от природы и предсказал ему блестящую перспективу. Время показало, что Ұзақ не ошибался — именно так все и произошло: уже в 18 лет многие жители аулов Букеевской Орды знали Курмангазы как талантливого исполнителя домбрового жанра и с нетерпением ждали его приезда.
Как известно, ближе к середине ХIХ-го века запад Казахстана охватила волна народного восстания против засилья русского царя, колониальная политика которого «разделяй и властвуй» (не без конечно же, местной казахской знати) к тому времени достигла своего апогея. Симпатии Курмангазы, разумеется, были на стороне повстанцев — его кюй «Кішкентай» был посвящен этому событию. Строго выверенные, порой суровые (до низких тонов), нотки этого произведения глубоко поражают слушателя и недвусмысленно напоминают об извечной устремленности казахского народа к свободе и подлинной независимости. Не секрет, что данным кюем великий домбрист еще и отдает дань уважения выдающемуся предводителю этого восстания Исатаю Тайманову и его легендарному названному брату — поэту-бунтарю Махамбету Утемисову. Это не всем нравится, некоторым — особенно, местным сатрапам и баям различных мастей, ловко примазавшимся к всесильным представителям царской губернской администрации. И на Курмангазы начинаются гонения. Его заключают в тюрьмы Оренбурга, Уральска и даже ссылают в Сибирь — в далекий Иркутск.
О трудной, но полной творчества жизни легендарного казахского музыканта нынешнее поколение в основном узнало из народной молвы, из воспоминаний переживших его единокровных современников. Но значительную лепту в это дело привнесли и представители передовой русской культуры — историки, этнографы, филологи. Оказавшись в Казахстане, эти люди живо интересовались языком, традициями и обычаями местных жителей, с не меньшим рвением предавались изучению их самобытного национального искусства, знакомились с выдающимися личностями, которыми всегда была богата Степь. Очевидно, такая тесная форма общения позволила русскому поэту и журналисту Никите Савичеву отозваться о Курмангазы, как о человеке редкой музыкальной исключительности. И еще он сокрушался: «Получи Сагырбаев европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…».
Объяснение:
поставь лучший ответ
адай
сырыарка (к с хвостиком)
балбырауын
кайран шешем (к с хвостиком)
турмеден кашкан ( оба к с хвостиком
балкаймак(к с хвостиком
ертен жетем ( н с хвостиком
кызыл кайын(к оба и н с хвостиком
Объяснение:
все больше не знаю
удач