Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой
поэмы - так интересна она сама по себе, так
велика ее роль в нашей жизни, так драматична
и сложна судьба этого драгоценного жидкого
минерала. (2) Некоторые на первый взгляд
простые физико-химические свойства
воды настолько нам привычны, что мы не
задумываемся об истинном их значении.
(3) Взять, например, ее четырехградусную
тепловую константу. (4) При этой температуре
вода обнаруживает поразительное свойство -
она становится почему-то наиболее тяжелой
и плотной. (5) И когда осенью остывает
какой-либо водоем, то холодная вода опускается
с поверхности вниз, на ее место поднимается
более теплая - и так далее, пока вся вода не
перемешается и не примет четырехградусную
температуру. (6) Но вот холодает все больше,
поверхностный слой воды остывает еще на
один-два градуса. (7) И тут-то происходит
странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим
молекулярным законам, вода разжижается и
легчает. (8) Этот холодный легкий слой, как
бы плавая на поверхности водоема, создает
своего рода тепловую подушку и не позволяет
охлаждаться нижележащей толще. (9)
Образующийся при нуле градусов лед еще легче
и поэтому не тонет. (10) Поистине сказочное
свойство! (11) Кусок легкого олова, тяжелого
свинца или, скажем, аморфного воска тонет в
собственном расплаве, а лед чудесным образом
держится на поверхности воды. (12) Не будь
этого, наши водоемы промерзали бы до дна.Задание к тексту:
1. внимательно прочитать текст, определите
основную мысль текста;
2. определить тип текста, обоснуйте свое мнение;
3. определить стиль текста;
4. составить сложный план;
5. выписать незнакомые слова и
словосочетания, по словарю Иностранных слов,
определить их значения;
6. выполнить грамматические задания:
определить разряды прилагательных
грамматические значения 3- 4 прилагательных;
7. ответить на главный вопрос урока: «Почему
вода не замерзает подо льдом»