Величавы земли русской, безмерно богаты недра России – страны, где в природном ритме сменяют друг друга четыре времени года. В уникальном часовом поясе находится Республика Башкортостан. Здесь молодую, головокружительную весну сменяет зрелое, жаркое, пьянящее ароматами ягод и луговых цветов лето. Как вроде само собой наступает золотая осень – «очей очарование»! А зима приходит шумно, с хрустом снега, с морозами и метелью, с румянцем на щеках, с ожиданием нового года как новой жизни!
В одном из красивейших мест на севере Башкортостана на возвышенном берегу реки Тульгуз, в окружении неповторимой живописной природы, разместился санаторий «Танып» – здравница с уникальными минеральными источниками.
Здешние места как будто специально созданы для того, чтобы остановиться, набрать в лёгкие свежего воздуха, приникнуть к местному святому источнику, утонуть в белейших сугробах зимой и за полётом пчелы, несущей богатую добычу в улей, летом, чтобы забыть о делах, проблемах и без остатка погрузиться в атмосферу приятного отдыха.
Смешанный лес в окрестностях санатория, живописная местность, река, большое количество солнечных дней в году – всё это создаёт благоприятные условия для отдыха.
Как и многие санатории, возникшие на базе минеральных источников, он имеет свою давнюю историю. Аксакалы рассказывают о святом источнике на севере Башкортостана, который издревле известен тем, что исцеляет многие болезни. Слепые, омывающие здесь глаза, прозревали, порезы раненных в боях джигитов заживали быстрее, а пьющие эту воду люди долго не старели и даже в преклонном возрасте отличались крепким здоровьем и подвижностью.
Хотя санаторий «Танып» работает совсем недавно (дата его открытия – сентябрь 2005 года), он уже принял более тридцати тысяч человек. Сюда приезжают отдыхать и поправить своё здоровье не только жители Республики Башкортостан, но и соседних регионов.
ЗАДАНИЯ
1. К какому функциональному стилю относится текст? Определите тему текста, тип речи (повествование, описание, рассуждение).
2. Из текста выписать слова с коннотативным компонентом значения. Указать (если есть) их стилистическую окраску. Для справок (о наличии стилистической окраски) см. толковые словари. Определить функцию данной лексики в тексте.
3. Указать стилистическую окраску слов: здешние, издревле, исцеляет, омывающие.
4. Из текста выписать слова с этнокультурным компонентом значения, указав безэквивалентную лексику и фоновую лексику. Определить функцию данной лексики в тексте.
5. Если в составе безэквивалентной лексики есть иноязычные слова-экзотизмы, определить по словарю иностранных слов или этимологическому словарю их происхождение. Указать признаки иноязычности этих слов.
6. При отсутствии экзотизмов выписать 3 любых иноязычных слова из текста, определить по словарю иностранных слов или этимологическому словарю их происхождение. Указать признаки иноязычности этих слов.
7. Найти слова с переносным значением. Указать тип переноса (метафорический или метонимический).
8. Найти синонимы. Определить их функцию в данном тексте.
9. Выписать фразеологизмы. Определить их значение и стилистическую окраску (если есть).
10. Сделайте вывод об особенностях лексики и фразеологии текста. Как это связано с п. 1?