Вариант i i. расставьте недостающие знаки препинания, выпишите простые предложения. 1. лошадь с трудом вытаскивает ноги и скрипят поводья. мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. ветер шевелил листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. 2. далеко в горах выпал снег и высокая луна магически блистала. матери вздыхали и подносили к глазам платочки. проворный витязь отлетел и в снег с размаха рокового колдун упал. 3. день выпал теплый и кое-где задела рябина. я начал учиться читать и писать и меня тянула к себе мудрость людей скрытая в книгах. потом я очутился дома и будто сквозь сон помню шел с отцом на кладбище. 4. я не согласился с его оценкой и это несколько раздражило льва николаевича. пришел он из армии работает третий год и пользуется авторитетом. ростов поглядел на курносого парня и мороз пробежал по его спине. 5. игорь тимофеевич живет в москве и уже заслужил какую-то медаль. в лесу было тихо и ни одна птичка не шевелилась. весь день грузили военные телеги и поздно ночью обоз ушел. ii. расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствия. 1. быть может крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в своей стихии. 2. оба приятеля крепко поцеловались и манилов увел своего гостя в комнату. 3. он ослабел и не может держаться на ногах. 4. когда таял снег в степи или проливался хороший дождь от глины река долго была красной. 5.там, где пробегала текущая воздушная струя ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. 6. я готов ждать сколько угодно. 7. по мере того как дант становился не по плечу публике, его обволакивали все большей таинственностью а. сложноподчиненное предложение без общего члена. б. простое предложение с однородными членами. в. сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. г. сложносочиненное предложение с общей вводной конструкцией. д. простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение. е. сложноподчиненное предложение с союзным сочетанием в роли союза. ж. сложносочиненное предложение с первой частью – сложноподчиненным предложением. iii. дополните предложения общим второстепенным членом предложения. постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена. звучно крякнула пролетавшая утка и все притихли. дрожали стекла и громыхала железная дверь. раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево. хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка. едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста. iv. расставьте недостающие знаки препинания, выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили двоеточие. самгин оглянулся поле было безлюдно. здесь росли две ветлы место было перекопано канавами. на дворе в морозном пару краснело солнце в доме было тепло. тьма света не любит злой доброго не терпит. начинало светать река затуманилась костер потух. народ нынче сметлив стал соврать не дадут. наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев. ярко пылали костры их жар доходил до нас через золотую реку дымным теплом. напролом идут волос не жалеют. останавливаться было нельзя ноги засасывало. крыша давно уже не была крашена стекла отдавали радугой. посеял карточки в трамвае садись к заочному столу. беда не дуда поиграв не кинешь. паровоз испуганно посвистывал леса гудели справа и слева. молод был конем слыл. v. расставьте знаки препинания. постройте схемы предложения, мысленно опустив слово то. будьте внимательны к изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме. мечик почувствовал что если вновь придется отстреливаться то он ничем не будет отличаться от ники. просека идет такими зигзагами что если заблудиться в лесу то никогда не поймешь в какой стороне находится эта просека.
I. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите простые предложения.
1. Лошадь с трудом вытаскивает ноги, и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики.
2. Далеко в горах выпал снег, и высокая луна магически блистала. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки. Проворный витязь отлетел, и в снег с размаха рокового колдун упал.
3. День выпал теплый, и кое-где зардела рябина. Я начал учиться читать и писать, и меня тянула к себе мудрость людей, скрытая в книгах. Потом я очутился дома и, будто сквозь сон, помню, шел с отцом на кладбище.
4. Я не согласился с его оценкой, и это несколько раздражило Льва Николаевича. Пришел он из армии, работает третий год и пользуется авторитетом. Ростов поглядел на курносого парня, и мороз пробежал по его спине.
5. Игорь Тимофеевич живет в Москве и уже заслужил какую-то медаль. В лесу было тихо, и ни одна птичка не шевелилась. Весь день грузили военные телеги, и поздно ночью обоз ушел.
II. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствия.
1. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в своей стихии. - Г
2. Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел своего гостя в комнату. ССП без общего ВЧП - А
3. Он ослабел и не может держаться на ногах. - Б
4. Когда таял снег в степи или проливался хороший дождь, от глины река долго была красной. - В
5.Там, где пробегала текущая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. - Ж
6. Я готов ждать сколько угодно. - Д
7. По мере того как Дант становился не по плечу публике, его обволакивали все большей таинственностью. - Е
А. Сложносочиненное предложение без общего члена.
Б. Простое предложение с однородными членами.
В. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными.
Г. Сложносочиненное предложение с общей вводной конструкцией.
Д. Простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение.
Е. Сложноподчиненное предложение с союзным сочетанием в роли союза.
Ж. Сложносочиненное предложение с первой частью – сложноподчиненным предложением.
III. Дополните предложения общим второстепенным членом предложения. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена.
За рекой звучно крякнула пролетавшая утка и все притихли.
[ .-.-.- = _ ] и [_ = ].
От ударов дрожали стекла и громыхала железная дверь.
[--- = _ ] и [= _ ].
У озера раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево.
[.-.-.- = _ ] и [ = _ ].
На передовой хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка.
[ .-.-.- = _ ] да [= _ ].
В комнате едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.
[.-.-.- = _ ] да [ = _ ].
IV. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили двоеточие.
Самгин оглянулся: поле было безлюдно. Здесь росли две ветлы, место было перекопано канавами. На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. Тьма света не любит - злой доброго не терпит. Начинало светать, река затуманилась, костер потух. Народ нынче сметлив стал, соврать не дадут. Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев. Ярко пылали костры, их жар доходил до нас через золотую реку дымным теплом. Напролом идут - волос не жалеют. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало. Крыша давно уже не была крашена, стекла отдавали радугой. Посеял карточки в трамвае - садись к заочному столу. Беда не дуда: поиграв не кинешь. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели справа и слева. Молод был - конем слыл.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложения, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
Мечик почувствовал, что если вновь придется отстреливаться, то он ничем не будет отличаться от Ники.
[ ], (что (если ), )
Просека идет такими зигзагами, что если заблудиться в лесу, то никогда не поймешь, в какой стороне находится эта просека.
[ ], ( что ( если ), )