Вариант №1
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1)А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности рас на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.(14) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
(15)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг во Это как круги на воде. (17) Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (18) Любовь же и дружба, разрастаясь и рас на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
(Д. Лихачев)
А1. Какова основная мысль текста?
1) Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство.
2) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
3) Надо любить в человеке человека.
4) Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас.
А2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 2 2) 3 3) 5 4) 15
А3. Какое значение имеет слово задача в прочитанном тексте (предложение №4)?
1) упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления
2) сложный во проблема, требующие исследования
3) что-то трудновыполнимое, сложное то, что требует исполнения, разрешения
А4. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 11 - 14?
1) параллелизм
2) риторическое обращение
3) метафора
4) плеоназм
В1. Выпишите из предложения 14антонимы.
В2. Из предложений 1 –5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 16 – 18 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В наречиях на –о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обособленном обстоятельстве.
Ребенок любит свою мать и своего отца,(1) братьев и сестер,(2) свою семью,(3) свой дом. Постепенно расширяясь,(4) его привязанности рас на школу,(5) село,(6) город,(7) всю страну.
В6.В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочиненного предложения.
Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и рас на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Оно слагается из много,(1) и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,(2) которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку,(3) можно и о крупном думать,(4) но мелочь и крупное нельзя разделять.
В8. Укажите количество словосочетаний в приведенном ниже предложении.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу.
В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 8.
В 10. Среди предложений11 – 13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 15 – 18 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
В13. В составе какого сложного предложения есть определенно-личное?
1) 4 2) 9 3) 11 4) 12
В14. Какая характеристика предложения № 15 является верной?
1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) сложное бессоюзное предложение
4) сложное предложение с различными видами связи