В ТЕАТРЕ
Мне было лет восемь, когда старшая сестра взяла мены с собой в театр. Все, что происходило на сцене, я горячо принимал к сердцу. Вот карлики пробираются в пещеру, где живет людоед, и царевну, заблудившуюся в лесу. Я вскакивал, тянул за рукав соседа, а когда людоед с огромной палицей постучал в дверь к карликам, я вдруг встал и крикнул на весь зал: «Не пускайте его!» В зале зашумели, а сосед нагнулся ко мне и с Мальчик, ты испугался людоеда?» Я заплакал: «Он такой большой, такой страшный!»
Сосед протянул мне бинокль. И вдруг огромный людоед стал таким ничтожным, таким маленьким. У него оказались тонкие, почти соломенные ножки, а вместо палицы тростинка не тоще спички. К тому же он был так далеко от меня, что мне стало стыдно своего страха. Что это я? Почему меня испугала эта букашка?
Сосед снова обернулся ко мне и шепнул на ухо: «А ну-ка, посмотри теперь...» Он взял из моих рук бинокль, что-то покрутил и протянул мне его опять. «Узнаешь своих добрых карликов?» - поинтересовался сосед. Нет, я их не узнал! Вместо карликов на сцене ходили могучие богатыри. Я был счастлив: такие обязательно победят людоеда!
Мои глаза застилал радостный туман. Я тепло смотрел на сидящего рядом человека, который так легко и быстро восстановил справедливость.
Когда я стал старше, я не раз мечтал о волшебном бинокле. Мне хотелось все доброе видеть большим и близким, все злое - далеким и маленьким. К сожалению, часто жизнь показывает все наоборот: зло - большим, а доброе - мелким.
(По М. Разумному.)
• Какова основная мысль данного текста?
• Сколько логических частей в нем?
• Где, на ваш взгляд, содержится мораль текста? Прочитайте ее.
• Какова идея текста?
• На каком приеме построено произведение М. Разумного? Как и где он проявляется?
• Составьте план текста.
• Перескажите текст, пользуясь планом.
• В заключении выразите свое отношение к основной проблеме текста.
• Прочтите приведенный ниже текст. О чем он?
Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не на зло, тот не на добро», - гласит туркменская пословица.
• Что общего в данных текстах?
-Напишите сочинение о добре и зле, используя (по желанию) данный выше отрывок как вступление. Тему сформулируйте самостоятельно.
• В основной части опирайтесь на материалы текста М. Разумного.
• К сочинению подберите эпиграф.