V. систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. практическая работа с языковым материалом
№ 1. спиците предложения, раскрывая скобки и вставляя про
пущенные буквы. определите вид придаточной части в сложноподчинённых
предложениях. обоснуйте своё суждение.
1. он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их просто н..кто
не замечает: серебрян, нный пень в лу(н, иную ночь, звон воздуха, небо, похо-
жее на стари(н, нную морскую карту (к.г.паустовский). 2. где сосна взр..сла,
там она и красна (пословица). 3. у самого леса, там, где зелёной стеной подни-
мался березняк, вытянулся целый островок молодого оси(н, нника (д. н. ма-
мин-сибиряк). 4. незабудки, самые скромные из цветоз, поселяются всегда там,
где сырая ложбинка, где овражек с ручейком (ю. ф. бочарников). 5. куда ни
кинь, всюду клин. где правда, там и счастье (тословицы).
охарактеризуйте придаточные части сложных предложений: каково зна-
чение придаточной части, где она расположена по отношению к главной,
есть ли указательные слова в главной части, како присоединена придаточная
часть к главной.
• найдите в тексте крылатые выражения. объясните их смысл. какие это
предложения по структуре?
Для начала, мы будем решать задачу, которая состоит из двух частей. Первая часть состоит в том, чтобы заполнить пропущенные буквы в предложениях, а вторая часть - определить вид придаточной части в сложноподчиненных предложениях.
1. Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их просто никто не замечает: серебрян(н)ый пень в лу(н), иную ночь, звон воздуха, небо, похожее на стари(н)ую морскую карту (К.Г. Паустовский).
В этом предложении вид придаточной части - придаточное определительное. А также мы видим, что придаточная часть присоединена к главной части без указательных слов.
2. Где сосна взрасла, там она и красна (пословица).
В этом предложении вид придаточной части - придаточное обстоятельственное места. Оно указывает на место, где сосна выросла, и является обстоятельством в предложении. В главной части есть указательное слово "там", которое указывает на место, о котором говорится.
3. У самого леса, там, где зеленой стеной поднимался березняк, вытянулся целый островок молодого оси(н)ника (Д. Н. Мамин-Сибиряк).
В этом предложении вид придаточной части - придаточное обстоятельственное места. Оно указывает на место, где березняк поднимался, и является обстоятельством в предложении. В главной части есть указательное слово "там", которое указывает на место, о котором говорится.
4. Незабудки, самые скромные из цветов, поселяются всегда там, где сырая ложбинка, где овражек с ручейком (Ю. Ф. Бочарников).
В этом предложении вид придаточной части - придаточное обстоятельственное места. Оно указывает на место, где незабудки поселяются, и является обстоятельством в предложении. В главной части нет указательных слов.
5. Куда ни кинь, всюду клин. Где правда, там и счастье (пословица).
В этом предложении вид придаточной части - придаточное обстоятельственное места. Оно указывает на место, где находится правда, и является обстоятельством в предложении. В главной части есть указательное слово "там", которое указывает на место, о котором говорится.
Теперь давайте найдем крылатые выражения в тексте. Крылатые выражения - это фразы или предложения, которые стали известными и употребляются людьми в разных ситуациях.
В этом тексте у нас есть два крылатых выражения:
1. "Где сосна взрасла, там она и красна" - это означает, что сосна выглядит прекрасно, когда она растет на своем месте.
2. "Куда ни кинь, всюду клин" - это означает, что везде натыкаешься на одно и то же, и несмотря на разнообразие, все сводится к одному.
По структуре, в данном тексте все предложения являются сложными, так как они состоят из двух и более частей (главная и придаточная). А придаточные части сложных предложений могут быть разных видов: придаточные определительные и придаточные обстоятельственные.
Вот так мы решаем данную задачу и разбираем анализ предложений. Если у тебя есть еще вопросы, то задавай их, и я с радостью помогу тебе!