Маленькие трагедии" были написаны П-ным в период Болдинской осени (1830 год) . Это произведение занимает очень важное место в творчестве поэта, так как после "Бориса Годунова" (1825 год) с его монументальностью П-н создает короткие сцены с небольшим числом действующих лиц. "Маленькие трагедии" - это цикл пьес, состоящий из четырех трагедий: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Но на мой взгляд, самой важной по проблематике является "Моцарт и Сальери". Это единственная трагедия, где созданы образы не вымышленных, а реальных исторических лиц. Но пушкинский Моцарт так же далек от реального, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, по которой будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, питавшим к нему жгучую ненависть. Эта ненависть Сальери основывалась на зависти, поэтому основной темой трагедии является тема зависти. Не зря П-н сначала назвал свою трагедию "Зависть". Но у П-на в этой легенде важна не мораль, а очень сложная проблема художника-творца. Ведь зависть Сальери принадлежит не только ему одному, но и Моцарту, и самому П-ну. Осип Мандельштам писал: "В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери". Моцарт - это эхо Сальери, а Сальери - эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба героя, но с разной интонацией. Моцарт спрашивает: "А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? " Сальери утверждает: "Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда… " Зеркальность героев сказалась и в главном - в зависти. П-н изобразил Моцарта обаятельным, таинственным человеком, умело вызывая интерес к герою. Он привлекателен тайной, которою окутан, а Сальери - как на ладони. Он сложен, но интеллектуально, а не человечески. Моцарт же сложен и двусмыслен именно человечески, двусмысленно и само его появление. Сальери только что закончил рассуждать о том, почему он завидует своему лучшему другу, интеллектуально обосновывая свою зависть: мне, труженику, дисциплинированному реме-сленнику, так тяжело дается вдохновение, а у "гуляки праздного" все получается без труда. В этот момент появляется Моцарт, который рассказывает о слепом скрипаче в трактире, и завистнику Сальери "приятно" услышать, что популярность его друга захватывает и трактир, и нищих музыкантов. Сальери размышляет, сознательно ли издевается Моцарт или это у него получается случайно. Он раздражен, и раздражение это вызвано, может быть, тем, что в трактирах играют музыку Моцарта, а не Сальери, или его вывела из равновесия плохая игра слепого музыканта.