Урок развития речи.
Учимся редактировать текст.
Ход урока.
Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом.
-Кто знает название профессии человека, который правит недостатки текста? (Редактор)
Редактор - составляет, проверяет и исправляет содержание издания (книги, журнала, газеты и т. п.).
-Сформулируйте цели нашей работы.
У - Поработаем редакторами.
Прочитайте текст №1
Лиса небольшой зверь. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У неё короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо.
-Что сообщается о лисе?
-Что здесь главное?
- Можно ли озаглавить эти предложения и считать их текстом описанием или надо что-то изменить?
-Какое предложение лишнее? Почему?
- Все ли признаки внешности лисы здесь перечислены или что-то пропущено?
Д - У лисы большой пушистый хвост.
У – После какого предложения надо вставить новое? Почему?
Прочитайте новый текст. Какой это вид текста?
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОЛУЧИВШИЙСЯ ТЕКСТ (ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ), В СКОБКАХ УКАЗАТЬ ВИД ТЕКСТА
- Прочитайте текст №2.
Шла лиса по лесу. Лиса небольшой зверь. Вдруг она почуяла. Она побежала на запах. Только хвост в кустах замелькал! У лисы большой пушистый хвост. Да не удалось полакомиться . Угодила она в капкан.
- Что узнали из этих предложений?
-Что случилось с лисой?
Что такое капкан?
Капкан – снаряд для ловли зверей и некоторых видов птиц. Один тип представляет две высокие железные дуги, соединенные между собой в одном конце — винтом, а в другом — сильной подковообразною горизонтальной пружиной, снабженною замочным механизмом со спуском.
-Для чего составлен текст: чтобы сообщить какова лиса по внешнему виду или чтобы рассказать, что с ней случилось? Какой общий во можно задать к рассказу?
- Значит какой это текст? (Текст-повествование.)
-Можно ли этот рассказ опубликовать в книге о природе, животных? (Нет.)
-Почему? (В его содержании есть ошибки.)
-Что делала лиса до того, как попала в капкан? Назовите слова действия предмета
(Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла. Она побежала на запах. Только хвост в кустах замелькал.)
-Какие предложения затрудняют понимание текста? (Лиса – небольшой зверь. У лисы большой пушистый хвост.)
-Докажите, что они лишние. (В этих предложениях описание внешности лисы, а не того, что с ней произошло.)
- Уберите эти предложения. Прочитайте, что теперь у нас получилось.
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла. Она побежала на запах. Только хвост в кустах замелькал! Да не удалось полакомиться . Угодила она в капкан.
-Все ли предложения точны по содержанию? (Нет.)
-Продолжим редактирование.
Детям даётся карточка.
-Отредактируйте текст, используя слова-помощники.
Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла . побежала на запах. Только хвост в кустах замелькал. Да не удалось полакомиться ! Угодила она в капкан.
Слова зайца, лисица, рыжий, плутовка.
-Прочитайте ещё раз отредактированный текст.
Как понимаете предложение « Только рыжий хвост в кустах замелькал!
- Как можно озаглавить текст?
Запишите заголовок и получившийся текст в тетрадь, в скобках указать вид текста.
Задание по выбору: а) В 3 предложении подчеркнуть безударные гласные. б) В 4 – подчеркнуть главные члены.
--