Упражнения по теме «Сложное предложение»
Упражнение 1
Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите
место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.
В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не
знаете, как обосновать его выбор?
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился
день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на
поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно
скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Упражнение 2
Из данных предложений составьте сложные, используя союз И.
Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.
О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к
содержанию вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на
проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения
богаче содержания составляющих его Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.
Упражнение 3
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные предложений.
Запишите, обозначая вид сложного предложения.
1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю.
(И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу
помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я
изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих
сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой,
как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне
лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Упражнение 4
Из данных составьте сложные предложения, используя подходящее
средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных
предложениях по сравнению с из которых они составлены.
1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать
историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках
химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М.
В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку
Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку
Игореве» в переводе.
Упражнение 5
Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые
отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких
слов и словосочетаний: плохая погода - несостоявшаяся прогулка; словарь —
правописание слов; весна — цветы; жаркая погода - пляж; билет на поезд -
командировка

Masuki Masuki    2   20.04.2020 22:40    45

Другие вопросы по теме Русский язык