Упражнение1. Спишите, выделите союзы, которые соединяют предложения в составе сложносочинённых. Расставьте знаки препинания.
1.Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка. (М.Г.) 2.Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. (Ч.) 3.На улице моей то снег вздохнёт то дождь проплещет. (Б.О.) 4.Уже давно рассвело2 а лампа всё горела. (Фед.) 5.Только иволги кричат да кукушки наперебой3 отсчитывают кому-то (не)прожитые годы. (Шол.) 6.О, Север, Север-чародей, иль я тобою околдован иль в самом деле я прикован к гранитной2 полосе твоей. (Тют.)
Упражнение2. Продолжите каждое из начатых предложений, чтобы получилось сложносочинённое предложение.
а) Поезд замедлил ход …
б) Проводник принёс чай …
в) К полудню стало жарко …
г) В одном купе громко разговаривали … .
Домашнее задание
Включите в одно из предложений причастный или деепричастный оборот, затем составьте их этих частей ССП и запишите их. Подчеркните грамматическую основу.
ОБРАЗЕЦ: Дождь не прекращался. Поездку пришлось отложить. – Дождь, хлынувший с утра, не прекращался, и поездку пришлось отложить.
1.Солнце уже поднялось довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать. 2.Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.