Упражнение Прочитайте предложения. Выпишите лишь те, в которых есть авторские (факультативные) знаки препинания. При переписывании расставьте знаки в соответствии с изученными правилами.
1. Она – бригадир, ее дело – лес сажать. Эти леса ей и дом, и работа, и отдохновение от трудового дня. (Из газеты)
2. Жить без друзей – все равно что не жить. (И.Шаферан)
3. Нет, поэзия – вовсе не вздохи, а согласье высоких идей. (В.Широков)
4. Мне в России жить – словно с милой быть, а о счастье петь – как по Волге плыть.(В.Сорокин)
5. Гнезда – больше не жилье, не жильцы в них больше птицы. (В.Боков)
6. Я не злющая оса, не хитрющая лиса, я – росинка-слезонька, из лесу березонька! (О.Фокина)
7. Трава-то от дождей – словно тесто от дрожжей: вытянулась вдвое! (О.Фокина)
8. Ощущение неволи – это как удушье. (В.Ажаев)
9. И под платочком темным седина – как белый отблеск встреченных березок. (А.Романов)
10. Наблюдать животных в их естественных условиях, да еще таких чудесных прыгунов, как снежные бараны, поистине большое удовольствие! (Г.Федосеев)
1) Она – бригадир, ее дело – лес сажать.
В этом предложении есть тире (-). Тире обозначает пояснение, разъяснение или выделение части предложения. В данном случае, тире выделяет слова "бригадир" и "лес сажать".
2) Жить без друзей – все равно что не жить.
В этом предложении также есть тире (-). Оно выделяет выражение "без друзей" как пояснение или разъяснение.
3) Нет, поэзия – вовсе не вздохи, а согласье высоких идей.
В этом предложении есть два тире (-) и две запятые (,). Первое тире выделяет слова "поэзия" и "вовсе не вздохи, а согласье высоких идей". Второе тире разделяет выражение "вовсе не вздохи" и "а согласье высоких идей". Запятые используются для разделения частей предложения.
4) Мне в России жить – словно с милой быть, а о счастье петь – как по Волге плыть.
В этом предложении мы видим два тире (-) и две запятые (,). Первое тире отделяет выражение "словно с милой быть" от основной части предложения. Второе тире разделяет фразу "а о счастье петь" от фразы "как по Волге плыть". Запятые используются для отделения частей предложения.
5) Гнезда – больше не жилье, не жильцы в них больше птицы.
В этом предложении есть тире (-), которое выделяет слова "больше не жилье" и "не жильцы в них больше птицы".
6) Я не злющая оса, не хитрющая лиса, я – росинка-слезонька, из лесу березонька!
В этом предложении есть две запятые (,), которые используются для разделения перечисленных характеристик.
7) Трава-то от дождей – словно тесто от дрожжей: вытянулась вдвое!
В этом предложении есть двоеточие (:) после слова "дрожжей". Двоеточие обозначает, что далее будет приведено объяснение или пояснение.
8) Ощущение неволи – это как удушье.
В этом предложении есть тире (-), которое выделяет фразу "это как удушье".
9) И под платочком темным седина – как белый отблеск встреченных березок.
В этом предложении есть тире (-), которое выделяет фразу "как белый отблеск встреченных березок".
10) Наблюдать животных в их естественных условиях, да еще таких чудесных прыгунов, как снежные бараны, поистине большое удовольствие!
В этом предложении нет авторских знаков препинания.
Таким образом, предложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 содержат авторские знаки препинания. При переписывании их с правильными знаками препинания, получим:
1. Она - бригадир, ее дело - лес сажать.
2. Жить без друзей - все равно что не жить.
3. Нет, поэзия - вовсе не вздохи, а согласье высоких идей.
4. Мне в России жить - словно с милой быть, а о счастье петь - как по Волге плыть.
5. Гнезда - больше не жилье, не жильцы в них больше птицы.
6. Я не злющая оса, не хитрющая лиса, я - росинка-слезонька, из лесу березонька!
7. Трава-то от дождей - словно тесто от дрожжей: вытянулась вдвое!
8. Ощущение неволи - это как удушье.
9. И под платочком темным седина - как белый отблеск встреченных березок.
Вопрос решен. Если у вас возникнут другие вопросы, не стесняйтесь задавать!