Упражнение по русскому
Распределительный диктант «Капризы союза –и-». Распределите предложения по группам. 1 группа – союз –и- связывает однородные члены предложения; 2 группа – союз –и- связывает части сложного предложения. Расставьте знаки препинания и объясните графически. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.
1.Разг..раясь огни поднимают?ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают?ся (вдоль) б..р..гов залива.
2.(По) озеру шёл п..роход и мальчик долго см..трел на его лёгкий белый корпус.
3.Он был задумчив и м..лчалив.
4.Сн..жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.
5.(В) рощ.. сонной и пустой дрожат от холода осины…
6.Вот солнце к..снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.
1. Первое предложение: "Разг..раясь огни поднимают?ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают?ся (вдоль) б..р..гов залива."
В данном случае союз "-и-" связывает однородные члены предложения, поэтому это будет первая группа. Чтобы это показать на письме, мы поставим запятые после слов "поднимают?ся" и "вытягивают?ся". Графически это можно объяснить следующим образом:
"Разг..раясь огни поднимают?ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают?ся (вдоль) б..р..гов залива."
2. Второе предложение: "(По) озеру шёл п..роход и мальчик долго см..трел на его лёгкий белый корпус."
Здесь союз "-и-" связывает части сложного предложения, поэтому это будет вторая группа. Знаки препинания в данном случае не нужны. Это можно объяснить следующим образом:
"(По) озеру шёл п..роход и мальчик долго см..трел на его лёгкий белый корпус."
3. Третье предложение: "Он был задумчив и м..лчалив."
Здесь союз "-и-" снова связывает однородные члены предложения, поэтому это первая группа. В данном случае запятых не нужно. Объяснение графического представления будет выглядеть следующим образом:
"Он был задумчив и м..лчалив."
4. Четвертое предложение: "Сн..жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду."
Здесь также союз "-и-" связывает однородные члены предложения, поэтому это первая группа. Запятые поставим после слов "прилетели" и "стынут". Объяснение графического представления будет выглядеть так:
"Сн..жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду."
5. Пятое предложение: "(В) рощ.. сонной и пустой дрожат от холода осины…"
Здесь союз "-и-" снова связывает однородные члены предложения, поэтому это первая группа. Запятых в данном случае не требуется. Объяснение графического представления будет выглядеть так:
"(В) рощ.. сонной и пустой дрожат от холода осины…"
6. Шестое предложение: "Вот солнце к..снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак."
Здесь союз "-и-" снова связывает части сложного предложения, поэтому это вторая группа. Запятые не нужны. Объяснение графического представления будет таким:
"Вот солнце к..снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак."
Надеюсь, я помог вам понять, как распределить предложения по группам и правильно поставить знаки препинания. Если у вас остались вопросы, пожалуйста, задайте их, и я с удовольствием помогу.